Получи документы

Патриотический час «Учителя — герои ВОВ»

Елена Хвощина
Патриотический час «Учителя — герои ВОВ»

Нет в России семьи такой, -

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят…

Евгений Агранович

Все дальше в прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны. Но в сердцах людей живет и всегда будет жить слава героических дел нашего народа, отстоявшего свою свободу и независимость в той далекой войне. Пройдут века, но наши потомки, как и мы, будут с гордостью носить в своих сердцах светлую память о несгибаемом мужестве, сплоченности и героическом подвиге тех, кто отстоял Родину и спас мир от фашистского порабощения.

Публикация «Патриотический час „Учителя — герои ВОВ“» размещена в разделах

Врагу не удалось сломить дух нашего народа, поколебать его волю к борьбе за святое дело свободы. Сплотившись перед лицом смертельной опасности, забыв о собственных невзгодах, трудностях и лишениях, на защиту Отечества поднялись все, как один. В борьбе с ненавистным врагом объединились представители всех социальных слоев общества: рабочие, крестьяне, воины Красной Армии и Флота, управленческие и хозяйственные кадры, врачи, учителя, инженеры, деятели науки, культуры и искусства, коммунисты и беспартийные, люди всех профессий, возрастов и национальностей. Люди отдавали все свои силы, не щадили своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом. Именно поэтому эту войну называют Великой Отечественной.

Хорошо известно, что во все времена труд учителя для государства имел и имеет сегодня особое значение. Чтобы государство было сильным, а общество могло успешно развиваться, необходима всеобщая образованность населения, а также высокая профессиональная подготовка специалистов всех направлений, основы которой закладываются в стенах школы. Перед войной советская школа по уровню подготовки выпускников занимала одно из ведущих мест в мире. Отличительной чертой советской школы того периода является то, что наряду с обучением школьников шел целенаправленный процесс воспитания подрастающего поколения, в том числе воспитания в духе патриотизма.

В годы Великой Отечественной войны значительная часть учителей была призвана в Вооруженные Силы СССР и сражалась с врагом на фронте. Многие учителя ушли на фронт добровольно. Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат.

В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями. Учителя в боях показывали пример отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Но и в самых сложных боевых обстоятельствах учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем, словом и делом воодушевлял бойцов на подвиги, учил искусству побеждать врага. Вряд ли найдется такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, среди активных участников которого не было бы учителей. Гордостью дивизий и полков, батальонов и рот были на фронтах многие учителя!

Мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых были и учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь школе, воспитанию подрастающего поколения. Это люди, у которых самая мирная профессия, несущая людям свет, радость и счастье. Но в годы Великой Отечественной войны многие саратовские учителя оставили свое любимое дело и ушли на фронт добровольно.

Так, с первых дней войны воевал на Юго-Западном фронте командир танкового взвода 30-го танкового полка 15-й танковой дивизии лейтенант Ерохин Алексей Ефимович (уроженец город Балашова). До войны он работал учителем в сельскохозяйственном техникуме в городе Балашове. В сентябре 1941 года он был назначен командиром танковой роты 1-го отдельного танкового батальона (Юго-Западный фронт). В дальнейшем служил в различных танковых частях Западного и Северо-Западного фронтов, несколько раз был ранен. Награжден орденом Красной Звезды – за выполнение боевого задания под Невелем на высоте «Птахино» (июль 1943 года) и медалью «За отвагу» – за успехи в боях за город Невель (октябрь 1943 года).

Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает севастопольская оборона, длившаяся 250 дней, в ходе которой проявили невиданное упорство и массовый героизм защитники Севастополя. В рядах защитников Севастополя находились и саратовские учителя. Вместе с Бочковым Петром Ивановичем (родившийся в 1921 году в селе Сухой Отрог Балаковского района Саратовской области) за Севастополь сражался учитель Демченко Федор Николаевич, 1915 года рождения, из села Петрово Аткарского района Саратовской области.

В боях под Харьковом сражались: топограф 116-го гаубичного артиллерийского полка резерва Главного Командования Дворцов НиколайГригорьевич, уроженец села КуриловкаНовоузенского района Саратовской области (до войны Николай Григорьевич работал учителем в селе ЦаревщинаБалтайского района Саратовской области); танкист 131-й танковой бригады старшина Ануфриенко Иван Иванович 1921 года рождения, уроженец села Таловка Калининского района Саратовской области.

В числе 120 тысяч воинов-саратовцев, защищавших Сталинград, были и саратовские учителя : старший лейтенант Антипов КонстантинМихайлович, офицер 59-го артиллерийского полка, 1915 года рождения (до войны проживал и работал в селе Синодское Воскресенского района Саратовской области); рядовой Аристов Владимир Родионович – писарь штаба 577-го стрелкового полка 205-й стрелковой дивизии, 1920 года рождения, уроженец села Подгорное Романовского района Саратовской области.

В 1975 г. Саратовский областной институт усовершенствования учителей возглавил Балабанов Никита Максимович, участник Великой Отечественной войны, отличник народного просвещения РСФСР; заслуженный учитель РФ, ветеран труда. Н. М. Балабанов был награжден орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями Жукова, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Из воспоминаний ветеранов института:

«Никита Максимович прошёл через все тяготы Великой Отечественной войны, но не очерствел душой: это человек доброжелательный, чуткий, внимательный к заботам своих сотрудников. Он всегда умел выслушать, поддержать и помочь. Коллеги с восхищением вспоминают его организаторский талант: не имея кисти руки, он всегда принимал участие в субботниках, трудовых десантах вместе со своим коллективом, поднимая командный дух. Никита Максимович был грамотный руководитель и профессионал своего дела, многим помогал писать диссертации, но сам так и не защитился. Несмотря на это в педагогических кругах его называли «профессор», и это было справедливо!

Тактичный и интеллигентный, он для многих являлся образцом человека высокой культуры».

Война - это самое ужасное, самое трагичное и беспощадное время, оно унесло тысячи жизней и поломало более миллиона судеб. Память о ней не имеет срока давности — она вечна.

За чистое небо и ласковое солнце над головой, за то, что мы живем без войны, учимся, работаем и наслаждаемся жизнью, мы благодарны нашим ветеранам, в чьих рядах стояли и люди с указкой и огромной любовью к детям. Эти люди прошли через множество трудностей и нелегких испытаний во время войны, но, не смотря на это, после нее они посвятили свою жизнь школе, что, на мой взгляд, также является большим подвигом.

В стихотворении Елены Киселевой «Сорок тополей» есть такие строки:

Четыре года в сапогах солдатских!

Дошел учитель до чужих границ.

Мечтал обнять своих ребят по-братски,

Увидеть вновь улыбки милых лиц.

И обнял, и увидел улыбки детворы

Учитель, сменивший автомат на указку!

Жизнь каждого из этих педагогов-героев была их главным уроком, уроком высокого мужества. И продолжилась жизнь, потому что учитель, стоящий у доски, - это и есть символ продолжения жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед! Сохранить память о каждом защитнике Отечества – наш с Вами общий долг.

Публикации по теме:

Патриотический центр в группеПатриотический центр в группе В моей группе представлена гибкая и достаточно оснащенная среда. В центрах есть многофункциональный и неоформленный материал. Пространство.

Фотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детямФотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Вашему вниманию предлагаю фотоотчет изготовления поздравительных открыток ко Дню учителя "Славим мы.

Фотоотчёт «Патриотический час»Фотоотчёт «Патриотический час» В нашем ДК мы решили по пятницам, вечером,каждую неделю проводить с детьми "Патриотический час". Первая наша встреча вчера была посвящена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотический час «Учителя — герои ВОВ»
Опубликовано: 7 мая 2024 в 22:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД