МААМ-картинки

«Barcamp» для старших воспитателей ДОУ «Мониторинг образовательного процесса в ДОУ «Проблемы и перспективы»

Эльвира Пашнина
«Barcamp» для старших воспитателей ДОУ «Мониторинг образовательного процесса в ДОУ «Проблемы и перспективы»

Добрый утро, уважаемые коллеги! Мы сегодня встречаемся с вами в рамках педагогического моста в дистанционном формате.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В связи с этим сфера методической деятельности сегодня расширяется ежедневно, а методической службе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, сохранении педагогических традиций, совершенствовании педагогического мастерства. Постоянно меняются требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. И, сегодня в рамках педагогического моста мы поговорим с вами о профессиональном стандарте старшего воспитателя ДОУ, о том, какими личностными качествами, знаниями и умениями должен обладать педагог XXI века, о его профессиональной компетентности, создадим образ старшего воспитателя – координатора деятельности в детском саду. Выделим критерии эффективности работы методической службы, узнаем как старший воспитатель осуществляет методическое сопровождение процесса внедрения современных образовательных технологий.

Публикация «„Barcamp“ для старших воспитателей ДОУ „Мониторинг образовательного процесса в ДОУ „Проблемы и перспективы“» размещена в разделах

Как называется документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу, действующий на всей территории Российской Федерации?

Профстандарт старшего воспитателя детского сада определяет возможность решения методических задач с использованием профессионального опыта, знаний и умений, а также полноту оказания адресной поддержки воспитателям в ежедневной практике.

Я думаю, вы со мной согласитесь, что показатели работы педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации во многом зависят от профессиональных компетенций управленческого состава. Профстандарт старшего воспитателя детского сада, который может рассматриваться как всесторонняя характеристика специалиста, определяет:

• возможность решения методических задач с использованием собственного профессионального опыта, знаний и умений;

• полноту оказания адресной поддержки воспитателям в ежедневной практике;

• определение стратегических целей развития педагогического коллектива.

Профстандарт старшего воспитателя дошкольного образования. Цели и задачи документа

Профстандарт старшего воспитателя детского сада представляет собой список знаний, умений и компетенций, которые требуются от специалиста для выполнения должностных обязанностей.

В отличие от квалификационных характеристик, профстандарт содержит более подробную информацию, что позволяет заведующим ДОУ конкретизировать кадровую работу и реформировать отдельные составляющие учебно-воспитательного процесса.

Напомним, что проект профстандарта воспитателя детского сада был представлен в 2013 году, как и ФГОС,

но из-за многочисленных доработок окончательную версию утвердили через шесть лет. «Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», - так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. На данное время профстандарт старшего воспитателя представляет собой перечь профессиональных ориентиров, представленных экспертами отрасли и имеет огромное значение при формировании кадровой политики детского сада

Рекомендуем использовать профстандарт старшего воспитателя ДОУ :

• При реализации кадровой политики, принятии организационно-управленческих решений.

• В процессе разработки должностных инструкций, определяющих список требований к знаниям, умениям и опыту, и штатного расписания.

• В ходе аттестационного оценивания педагогов на соответствие занимаемой должности, а также при составлении рекомендаций по дальнейшему профессиональному развитию и самообразованию.

Список управленческих проблем, для решения которых могут использоваться данные профстандарта, гораздо шире перечисленных. С учетом того, что детские сады нашей страны имеют значительные отличия по показателям материально-технического, кадрового, методического обеспечения, первоочередная задача заведующего — обеспечить внедрение профессиональных стандартов там, где это является возможным в режиме реального времени, и наметить пути для полной интеграции документа в образовательную среду. Формальный подход в данной ситуации является недопустимым: «навязывание» сверху не позволит воспитателям оценить значимость новых профессиональных ориентиров и разработать индивидуальные дорожные карты для их достижения.

Профстандарт старшего воспитателя ДОУ : портрет специалиста

Чтобы выполнять возложенные должностные обязанности, старший воспитатель обязан обладать перечнем знаний и компетенций, перечень которых зависит от специфики работы конкретного учреждения. Профстандарт старшего воспитателя ДОУ не предусматривает от специалиста ведения непосредственной учебно-воспитательной деятельности, хотя во многих детских садах активно практикуется привлечение руководителя педагогического коллектива в группы для подмены отсутствующих работников.

В качестве основного вида деятельности старшего воспитателя стандарт предусматривает руководство профессиональной деятельностью педработников.

Чтобы конкретизировать список требований и составить портрет идеального специалиста, выделим группы его приоритетных задач.

1. Видеть место воспитателя в образовательном процессе детского сада с учетом специфики функционирования учреждения, особенностей детского контингента, пожеланий родителей и программы развития ДОУ. Для этого старшему воспитателю необходимо понимать условия повседневной практики коллег, их профессиональные затруднения и ожидания, показатели результативности деятельности, наличие или отсутствие возможности для личностного роста, саморазвития и самореализации.

Профстандарт старшего воспитателя определяет необходимость помощи членам педагогического коллектива детского сада в определении своих сильных и слабых сторон, выделении зоны ближайшего и перспективного развития, составлении плана работ по самообразованию.

2. Проектировать и организовывать процесс профессионального роста педработников. Чтобы добиться этого, старший воспитатель должен последовательно осуществлять целеполагание с учетом реалий учебно-воспитательного комплекса и наличия возможностей для педагогического экспериментирования, формулировать стратегические, тактические и оперативные цели на длительный (до трех лет, средний (до года) и короткий (несколько месяцев) сроки, а главное — конструировать процесс развития коллег через проработку индивидуальных маршрутов, оказание адресной помощи, выбор адекватных методов воздействия с учетом целей, желаний, интересов членов педагогического коллектива.

3. Обеспечивать и поддерживать профессиональное взаимодействие педагогов детского сада с учетом специфики межличностных отношений в коллективе, актуальных потребностей и возможностей, затруднений и проблем. Данный блок деятельности в соответствии с проектом профстандарта старшего воспитателя ДОУ предусматривает ведение индивидуальной, подгрупповой и групповой работы в рамках традиционных (собрания, выступления, совещания) или новаторских форм взаимодействия («мозговой штурм», ведение дневников практики, система поручений).

3. Организовать образовательную среду для воспитателей детского сада, которая преимущественно осуществляется в границах методического кабинета. Приоритетная задача старшего воспитателя — позаботиться о том, чтобы в методкабинете было проведено грамотное зонирование, оборудованы рабочие зоны для индивидуального и группового взаимодействия, а материалы были дифференцированы в соответствии с квалификацией, опытом и интересами педагогов. В профстандартах не указана прямая обязанность специалиста по составлению методической картотеки, но данное организационное решение позволяет повысить эффективность деятельности по направлению, доступность воспитателей к кейсам передового педагогического опыта.

4. Реализовать проект собственного образования. Профстандарт старшего воспитателя дошкольного образования прямо определяет значимость для специалиста сферы определять пути своего дальнейшего профессионального развития, выделяя сильные стороны и точки роста, подбирать источники, методы и приемы деятельности по самообразованию,

оценивать прогресс посредством глубокого анализа и рефлексии.

Другими словами это индивидуализация. Под индивидуализацией мы понимаем создание условий, в которых у педагога рождаются и формируются собственные цели, задачи профессионального развития, есть возможность проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут как в контексте конкретных профессиональных затруднений, так и в процессе профессионального развития в целом.

Актуальность индивидуализации дополнительного профессионального образования педагогов обусловлена переходом

От

К

Корпоративное требование, кого и как учить Собственный образовательный запрос и выбор

Фокус на передаче знаний Фокус на развитии компетенций

Пассивность Проактивность

Программа обучения для всех Персонализированная программа

Общая траектория обучения Персонализированная траектория обучения

Проблема Точка развития

Индивидуальное обучение Совместное обучение

Закрытое содержание Открытое содержание

Ориентир на формальный результат Ориентация на внутренние изменения

Сложность работы старшего воспитателя, не в полной мере отраженная в стандарте, заключается в необходимости понимания всех тонкостей учебно-воспитательного комплекса и одновременным ведением организационно-управленческой работы. Несмотря на то, что непосредственный контакт с воспитанниками не входит в обязанности специалиста, занимающего должность, при необходимости он должен быть готов показать на практике тот или иной методический прием. Чтобы сделать это максимально эффективно, более половины рабочего времени следует проводить в группах, в тесном контакте с членами педагогического коллектива — наблюдать, оценивать, корректировать работу воспитателей и мотивировать их на проработку нового опыта. Это очень сложная задача, требующая сформированного умения тесно взаимодействовать как со взрослыми, так и с детьми для быстрой диагностики их умений.

Проблемы внедрения и критика профстандарта старшего воспитателя

Главное переживание воспитателей обусловлено рисками перехода к формальной, технократической оценке педагогического труда.

В случае со старшими воспитателями данная проблема звучит особенно остро, ведь для специалистов, на которых возлагаются организационно-управленческие задачи, устанавливается очень высокая планка. Если прибавить к этому проблемы межличностных взаимоотношений, которые есть в любом педагогическом коллективе (особенно работающем на износ, то проблема видится особенно остро. Мнение экспертов отрасли единогласно: внедрение профессиональных стандартов может быть реализовано только после реформирования высшей школы, которая пока не соответствует требованиям времени. В противном случае складывается ситуация, когда от старших воспитателей и педработников в целом требуют то, что они не учили и знать не могут.

Логичность этих доводов остается фактором, тормозящим переход на профстандарты, но есть основания полагать, что в ближайшее время ситуация изменится, и всем специалистам детского сада необходимо быть готовым к этому.

Профессиональный стандарт педагога: новые риски или новые возможности?

Считаете ли Вы, что профессиональный стандарт может служить инструментом развития педагога? *

Как Вы считаете, насколько Ваш профессиональный уровень соответствует требованиям профессионального стандарта? *

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса»Фотоотчёт о проведении «Педагогической студии «Индивидуализация образовательного процесса» Педагогическая студия - элемент методической системы города (городское методическое объединение, объединяющий творчески работающих педагогов.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Barcamp» для старших воспитателей ДОУ «Мониторинг образовательного процесса в ДОУ «Проблемы и перспективы»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 05:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД