Мария Мустайкина
Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть театрализации
«…САМЫМ ВЫСОКИМ ВИДОМ ИСКУССТВА,
САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМ
ЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,
ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНО
НАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ…
В НАРОДЕ НЕ МОЖЕТ СОХРАНИТЬСЯ ТО
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЦЕННОСТИ».
М. И. КАЛИНИН.
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и
нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей.
Б. М. Теплов.
Публикация «Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста как неотъемлемая часть театрализации» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализация в обрядовых действах мордвы, в художественном творчестве занимает одно из наиболее заметных мест. Возникновение народной драмы относится к тем временам, когда пока еще неосознанно, но уже ощутимо преображение и маскировка как театральные элементы стали применяться в магических, семейно – бытовых. В группе магических обрядовых действ интерес вызывают преимущественно те, что находятся в тесной взаимосвязи с эстетическими принципами народа. Позже драматизированная игра стала выступать как осознанное средство усиления и воспитания. Воспитание добротой, утверждение неразрывной связи человека с природой, сопричастность его к судьбе семьи, рода, села – такова в основном идейная направленность народно – театрального творчества. С драматургически выстроенными и логически завершенными эпизодами можно встретиться во время разыгрывания традиционной мордовской свадьбы.
Гибкая и всегда актуальная по своей природе, народная драма немало делает в развитии личности, помогает наглядно представить духовную культуру и традиции народа.
Театрализованная деятельность в детском саду- это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.
-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театральной деятельности в дошкольном учреждении очень велика
В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическая речь, ее грамматический строй;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- дает элементарные представления о видах театра;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика.
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к национальной культуре через;
- фольклорно – игровые занятия;
- дидактические игры и упражнения;
- рассматривание иллюстраций, книжек – малышек, раскладушек;
- игры – драматизации;
- досуги и праздники;
- подвижные народные игры (с пением, речевым сопровождением);
- хороводы.
Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком.
Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.
На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.
Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
С помощью разучивания поговорок и пословиц формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.
Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.