Наталия Часовская
Консультация для воспитателей «Песочная терапия для дошкольников «Чудеса на песке»
Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно", — писал К. Г. Юнг.
На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми. Я впервые познакомилась с ней, будучи на семинаре у одного очень известного психолога-арттерапевта. Меня очень заинтересовала песочная терапия, и я закончила курсы и получила сертификат по этой современной форме работы с детьми. Далее я начала использовать полученные знания на практике и видела результаты своих трудов, получая в благодарность счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.
Публикация «Консультация для воспитателей „Песочная терапия для дошкольников „Чудеса на песке“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто ребенок не может выразить словами свои переживания, тревоги и страхи, а игры с песком помогают ему справиться с имеющимися проблемами. На песке ребенок проигрывает взволновавшие его ситуации, создавая картину мира, тем самым он освобождается от эмоционального напряжения, и дает выход своим эмоциям, превращая все в игру. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком, я считаю, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно! Главное, чтобы рядом с ребенком в момент игры был специально обученный педагог-психолог, который сможет понять проблему ребенка и помочь ему решить ее. Поэтому песочная терапия и игры с песком - это разные вещи. Желательно, предварительно ознакомиться с массой литературы, пройти курс обучения, чтобы начинать заниматься терапией, дабы не навредить. Игры с песком может проводить воспитатель. Такие игры с песком, помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, поэтому советую воспитателям раннего возраста приобрести песочницу, чтобы облегчить пребывание ребенка в детском саду.
Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:
- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).
- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.
- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.
- А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.
Темы для своих занятий я выбираю сама, отталкиваясь от желаний и потребностей детей, вот некоторые из них: «Моя страна», «Мое настроение», «Моя семья», «Мои друзья», «Место, где я счастлив», «То, что я люблю», «Мой страх», «Мой сон», «Место, где я отдыхаю» и т. д. Эти темы относятся к терапии. Также я провожу и тематические развивающие
занятия: «Дикие и домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Морские обитатели», «Семья», «Птицы», «Насекомые» и т. д.
Занятия проходят в специально организованной зоне в кабинете. Моя песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок, который лепиться при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д. Занятия проходят как с сухим, так и с мокрым песком. Особенностью является моя структура занятия, что подразумевает под собой ритуал вхождения в песочную страну и ритуал выхода из песочной страны. Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой и энергией, положительные эмоциями, которые условно дает им песок.
Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!