Папки-передвижки

Школьная служба медиации: от идеи к действиям

Попов Андрей
Школьная служба медиации: от идеи к действиям

«Новые идеи проходят три периода:

1. Это не может быть сделано,

2. Это, вероятно, может сделано, но этого не стоит делать,

3. Я знаю, что это хорошая идея для действий

Артур Кларк

На сегодняшний день институт медиации вызывает огромный интерес в России. Этот актуальный метод альтернативного разрешения споров воспринимается российскими специалистами в области права, психологии, педагогики, социологии и социальной педагогики.

Публикация «Школьная служба медиации: от идеи к действиям» размещена в разделах

Медиативные технологии используются в общеобразовательных учреждениях в целях разрешения конфликтных ситуаций среди учащихся. Безусловно, конфликтные ситуации могут возникнуть самые разные, однако, зачастую они сопряжены с недопониманием, ревностью, завистью со стороны одного ребенка к другому. Чаще всего проблемные ситуации возникают в период переходного возраста в старших классах. Повышенный уровень агрессии и желание доказать свою взрослость дают о себе знать.

Школа - это место, где подросток проводит большую часть своего времени, где он получает не только знания, но и учится общаться, делать выбор между хорошим и плохим. Здесь формируется характер, что влияет на жизненную стратегию человека. В школе, где собраны дети из разных социальных слоев, разных стилей воспитания, неминуемо возникают противоречия, конфликты между детьми, часто в результате конфликта нарушается способность понимать друг друга, разрушаются нормальные отношения.

В большинстве случаев, болезненные и запущенные конфликты иногда

заканчиваются насилием - потасовками, драками, групповыми разборками или бойкотами, школьной травлей. Этот факт подтвердился, когда в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся 5-9 классов на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (55% и 50% соответственно, на втором месте конфликты с родителями (28%, и на последнем – с педагогами (16 %).

Найти приемлемый способ разрешения школьных конфликтов и восстановить утраченные отношения помогает Школьная служба примирения с привлечением волонтеров, так как подростки чаще всего, доверяют своему сверстнику и служат для него примером. Школьная служба медиации – это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание. Основой этой работы является процедура переговоров между сторонами конфликта, называемая «программой примирения» (медиацией, где ученик или куратор школьной службы медиации выступает в роли нейтрального посредника (медиатора). Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт.

1 сентября 2015г. на базе ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» была создана служба школьной медиации.

В школьной службе медиации медиаторами работают сами школьники (при поддержке взрослого куратора). Это важно, поскольку:

• подростки лучше знают ситуацию в школе и говорят со сверстниками «на одном языке»;

• ровесникам больше доверяют и расскажут то, что не доверят взрослому;

• работа в качестве медиатора меняет подростков, поскольку им нужно понимать разные точки зрения, проявлять терпимость и уважение, помогать слышать друг друга и договариваться;

• это элемент настоящего самоуправления, в котором часть полномочий взрослых (по разрешению конфликта) передается детям.

Подготовка волонтёров-медиаторов в Первомайской кадетской школе реализуется в рамках кружковой деятельности во внеурочное время по программам «Мир в твоих руках» и «Школа без насилия». Волонтёры-медиаторы, прошедшие курс обучения по данным программам, получают сертификат и волонтёрскую книжку юного медиатора на общешкольном торжественном мероприятии.

В службу школьной медиации принимаются все желающие кадеты с 5 по 11 классы.

В начале учебного года в школе проводится информационная кампания с помощью ярких презентаций и выступлений старших медиаторов 10-11 классов, которые уже постоянно не принимают участие в жизни службы, но помогают ей при необходимости. Эти волонтеры, с разрешения администрации, проходят с короткими выступлениями по всем классам, где рассказывают о службе, ее целях и задачах, о практической работе, традициях и результатах, и, при этом приглашают детей в службу. Все дети, которые выражают желание стать участниками службы примирения, принимаются в нее без отбора. Школьники участвуют в работе школьной службы медиации добровольно и могут покинуть службу, когда захотят. Из большого количества желающих, которые приходят в службу в начале учебного года, к его концу остаются немногие кадеты. Поэтому мы не делаем отбора детей, а опираемся на принцип пригодности каждого. Мы считаем, что можно соединить два подхода: принимать в волонтеры и обучать всех детей, кто захотел стать волонтером, а проведение примирительных программ поручать тем, кто лучше осваивает навыки медиатора и соответствует по своим личным качествам этой роли. Остальные ребята занимаются другими необходимыми для службы школьной медиации видами деятельности - выпуском информационных материалов, ведением сайта, фото и видеосъёмкой работы службы, разработкой символики, проведением акций, презентаций и т. д.

Все юные медиаторы делятся на 3 возрастные группы:

5-6 классы – подготовительная ступень. Ребята проходят обучения по программе «Школа без насилия»

7-9 классы – средняя ступень (ровесники). Кадеты обучаются по программе «Мир в твоих руках»

10-11 классы – выпускники привлекаются в качестве помощников куратора службы.

Юные медиаторы проводят восстановительные программы со школьниками самостоятельно без непосредственного участия взрослого медиатора. Однако в любом случае ответственность за безопасность участников программы, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации при проведении программ юными медиаторами несет куратор школьной службы медиации.

Доля проведённых примирительных встреч юными медиаторами составляет около 15% за 2018-2019 учебный год от общего количества разбираемых конфликтов в школе.

На базе ПКШ были проведены в течении 2018-2019 учебного года были проведены 3 восстановительные программы между конфликтующими сторонами – взрослых и учащихся и 4 семейные конференции (ноябрь, декабрь).

Все восстановительные программы прошли успешно – конфликты урегулированы, подписаны примирительные договора с целью не повторения конфликтной ситуации. Контроль возложен на школьную службу медиации. Для полного решения конфликта была проведена психолого-педагогическая работа со всеми конфликтующими сторонами. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение продолжалось до конца учебного года.

Кроме проведения восстановительных программ, волонтеры принимают участие в разнообразных иных видах деятельности, необходимых для успешной работы школьной службы медиации. Они помогают в организации внутришкольных и региональных мероприятиях, снимают видеоролики работы школьной службы медиации и создают фильмы о школьных конфликтах, подготавливают наглядный агитационный материал, оформляют тематический стенд. Не менее важная работа, которую проводят волонтёры-медиаторы Первомайской кадетской школы – обмен опытом с юными медиаторами других школ области.

Так 27 октября 2017г. учащиеся Первомайской кадетской школы приняли участие в первом Региональном Слёте юных медиаторов Тульской области «Шаги навстречу», где обменивались опытом с подростками медиаторами других школ.

Слет организован с целью информирования о принципах и ценностях восстановительной медиации и обучения школьников и педагогов цивилизованным методам урегулирования конфликтов, содействия профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.

20 ноября 2018 года на базе ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» в честь Всемирного дня защиты прав ребёнка состоялось торжественное мероприятие «Посвящение в юные медиаторы». Кадеты приняли клятву, им были вручены сертификаты о прохождении курса по восстановительной медиации по программе «Шаги навстречу», а также получили удостоверения волонтёров ШСП.

26 января 2018 года на базе Института законоведения и управления ВПА прошел очный этап регионального конкурса "Мастерство юных медиаторов", где кадеты Первомайской кадетской школы показали неплохие результаты в профессиональных навыках юных медиаторов.

19 октября 2018 года кадеты приняли участие во втором Слёте юных медиаторов в качестве и медиаторов и волонтёров.

На слё т собрались более 170 человек: волонтеры школьных служб примирения, члены дружин и представительств МДОО «Юный друг закона» Тульской области, их кураторы и руководители из многих муниципальных образований области.

Участники слета представили свои команды и включились в различные формы образовательной деятельности: правовой квест; дебаты; коммуникативные игры; мастер-класс; круг сообщества для педагогов.

По результатам очного этапа Регионального конкурса "Мастерство юных медиаторов", проводимый 30 января 2019 года на базе Института законоведения и управления ВПА Первомайская кадетская школа заняла первое место.

31 мая 2019 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное подведению итогов и награждению победителей регионального конкурса школьных служб примирения, проводимый Министерством труда и социальной защиты. Мероприятие прошло на базе детского оздоровительного лагеря «Новая волна». Участие приняли кураторы, специалисты и волонтеры школьных служб примирения, а также представителей муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В конкурсе приняли участие 25 школьных служб примирения, созданных на базе государственных и муниципальных образовательных организаций. По итогам мероприятия первое место в номинации "Программа развития школьной службы примирения" регионального конкурса школьных служб примирения получила ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа».

28 ноября 2019 года команда волонтёров-медиаторов и специалистов школьной службы медиации ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа» стала организатором и активным участником I Детского правозащитного форума «Я В ПРАВЕ». Форум прошёл под эгидой уполномоченного по правам ребенка в Тульской области Натальи Алексеевной Зыковой. Форум посвящен разработке новых форматов правового просвещения подростков.

На форуме в течение двух часов работали шесть интерактивных площадок, на одной из которых проводилась моделирующая игра «Конфликт в школе : кто прав, кто виноват?». Ведущими площадки были медиаторы-практики Первомайской кадетской школы.

Участники диалога обсудили проблемы влияния медиации на формирование благоприятной социальной среды в образовательных учреждениях.

Проходя обучение техники восстановительной медиации, волонтёры-медиаторы Первомайской кадетской школы получают умения и навыки медиатора в оказании помощи сверстникам по разрешению конфликтных ситуаций, навыки ведения переговоров, коммуникативной компетентности, а также установление конструктивного сотрудничества и эффективного обмена опытом между учащимися из разных школ.

В последние три года в России, для решения следующих вопросов: работа с талантливыми детьми; профориентация; работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию; работа с «трудными» подростками используют программы наставничества. Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия. С недавнего времени в Первомайской кадетской школе стали добровольно привлекаться к деятельности наставничества медиаторы-волонтеры, готовые поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками.

Развитие службы примирения мы видим в следующим:

• подготовка специалистов службы медиации;

• привлечение и обучение волонтёров-учащихся;

• принятие участие в разработке методических рекомендаций по реализации дополнительной (общеразвивающей) программы «Шаги навстречу» (подготовка юных медиаторов)

• обобщение своего опыта и изучение практики специалистов других учебных учреждений Тульской и других областей.

Публикации по теме:

«Военная служба». Сценарий праздника к Дню защитника Отечества Ведущая: Сегодня мы отмечаем важный государственный праздник - День Защитника Отечества. Этот праздник всех военных. Они защищают нашу Родину,.

Фотоотчет выпускного 2020 «Путешествие на планету Школьная»Фотоотчет выпускного 2020 «Путешествие на планету Школьная» Наконец то, свершилось! Нам разрешили провести в детском саду выпускной! Правда, прошел праздник без участия родителей. Для них из зала.

Фотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь»Фотоотчёт о периоде адаптации в 1 классе «Наша школьная жизнь» В этом году у меня самые маленькие ученики – первоклассники. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы адаптационный период у ребенка.

Инсценировка с Петрушкой. Фрагмент выпускного «Путешествие на планету Школьная»Инсценировка с Петрушкой. Фрагмент выпускного «Путешествие на планету Школьная» ПЛАНЕТА - «ДЕТСТВО» Голос. Внимание! Говорит бортовой компьютер! Наш космолет приземляется на планету «Детство» Выходит Петрушка Петрушка.

Инсценировка с роботом. Фрагмент выпускного «Путешествие на планету Школьная»Инсценировка с роботом. Фрагмент выпускного «Путешествие на планету Школьная» 2 ПЛАНЕТА - «ЖЕЛЕЗЯКА» В зал входит Робот. Робот: Опас-ность! Опас-ность! О-пять при-лете-ли Косми-ческие пи-ра-ты. Объ-являю тре-вогу.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба»Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба» Назначение: данную работу можно выполнить с детьми при изучении темы "Профессии" и на занятиях по ОБЖ. Задачи: - закрепить навыки работы.

Сценарий утренника «Новогодняя служба спасения»Сценарий утренника «Новогодняя служба спасения» «НОВОГОДНЯЯ СЛУЖБА СПАСЕНИЯ» Ведущая: Дорогие папы, мамы! Мы спешим поздравить всех! Пусть придут в году грядущем к вам удача и успех.

Школьная олимпиада по астрономии Олимпиада школьников по астрономии 1. Какое утверждение ошибочно? Ответ обосновать 1) Кометы светятся, так как ядро кометы раскаляется и.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]»Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Школьная служба медиации: от идеи к действиям
Опубликовано: 18 августа 2020 в 13:53
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Школьная служба медиации: от идеи к действиям» (включая файлы) размещена пользователем Попов Андрей в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД