Папки-передвижки

Деловая игра для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до«

Бончукова Светлана
Деловая игра для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до«

Деловая игра для педагогов ДОУ

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения дошкольника.

Публикация «Деловая игра для педагогов „Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до„» размещена в разделах

2. Расширить знания педагогов о технологиях поддержки индивидуальности и инициативы детей с учетом современных требований и социальных изменений.

3. Создать условия для поиска эффективных форм, инновационных подходов и технологий поддержки инициативы детей.

Форма проведения: деловая игра

Ход мероприятия:

I. (Педагоги при входе в зал получают карточки с текстом и рассаживаются по местам).

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! При входе в зал вы получили карточки с высказываниями мудрых людей, живущих в разное время, но согласных в одном мнении. Я предлагаю их вам прочитать и выразить своё мнение о том, что на них написано. Сказать, согласны вы с этим афоризмом или нет. И почему? Как вы понимаете этот афоризм.

(Например,

• «Некоторые люди никогда не проявляют свою инициативу — до тех пор, пока кто-то не попросит их об этом» Бэнкс Р.

• «Даже инициативный глупец, который хоть что-то делает, без особых усилий обойдет пассивного гения» Тейлор Р.

• «Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы» Эмерсон Р.

«Инициативность и уныние трудно совместимы.» Боуви К.

• «Даже лучшие машины мы не можем наделить инициативой : самый лучший паровой каток не станет сажать цветы» Липпман У.

• «Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» Хаббард Э.

• «Друзья поддерживают инициативу под локти, а соперник бьет ее по рукам» Красовский В.

«Посеешь заботу — пожнешь инициативу» В. Ключевский

• «Владеть инициативой — значит иметь определённое преимущество» Хосе Рауль Капабланка

• «Высшее мужество в том, чтобы мыслить самостоятельно. Кто отважился самостоятельно мыслить, будет и действовать самостоятельно»

Артрим Б.

• «Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно» Цицерон

• «Быть свободным значит не предаваться безделью, а самостоятельно решать, что делать и чего не делать» Жан де Лабрюйер

• «Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности» Василий Ключевский.

• "Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен" М. Монтессори

Ведущий: Как вы думаете, коллеги, какова же будет тема нашей сегодняшней встречи?

Педагоги : Мы будем говорить об инициативе.

Педагоги : О развитии детской самостоятельности.

Ведущий: Совершенно верно, сегодня мы собрались здесь, чтобы поделиться опытом работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности.

II. Ведущий: Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то и нам педагогам она понятна и близка, поэтому я предлагаю построить работу в форме игры.

Так как вам уже известна тема нашей встречи, то для создания положительного настроя предлагаю вам обратить внимание на плакат, на котором изображено дерево, которое стоит с голой кроной, предлагаю вам подумать и сформулировать свои вопросы, суждения или ожидания от сегодняшней встречи. Подумайте и напишите их на листочках дерева и закрепите у его подножия. ( Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от встречи, вопросы, зачитывают их, узнают об ожиданиях других участников, в конце игры видят свое продвижение вперед).

Материал: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны листьев, плакат, скотч. (Метод «Дерево «Ожидания»)

Ведущий: И вновь игра, это игровое упражнение называется «Легенда своего имени». Цель: создание положительного эмоционального настроя группы. Предлагаю каждому из вас подобрать прилагательное на первую букву своего имени. ( Например: Катя – красивая, Марьяна – милая, Ирина – игривая, Наталья – настойчивая, Нина – нежная, Татьяна – творческая, Светлана – смешливая, Ольга – оригинальная т. д.)

III. Ведущий: Коллеги! А какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “инициатива”? Предлагаю вам подобрать слова – существительные к этому слову, отмечаю при этом, что слова должны начинаться с начальных букв данного слова). (метод “Ассоциации”)

Например,

ИИ

Интерес

НН

Напор

ИИ

Индивидуальность

ЦЦ

Целеустремленность

ИИ

Идея

ИА

Активность

ТТ

Творчество

ИИ

Игра

ВВ

Выбор

АА

Азарт

Ведущий: Коллеги, обратите внимание, какие слова вы подобрали, ведь они сами говорят за себя.

(Слайд №2) В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

(Слайд №3). ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

(Слайд №4). Предлагаю вам для начала разобраться, что же подразумевает понятие «Инициатива». Предлагаю каждому из вас дать свое определение этого понятия. (метод «Мозгового штурма») ( Цель: усиление познавательной активности педагогов, определение формулировки понятия. Участники по кругу дают определение понятия «инициатива - это…»). Далее ведущий обобщает высказывания педагогов и дает определение.

Ведущий: (Слайд №5) В большой Советской энциклопедии дано следующее определение: инициатива (франц. initiative, от лат. initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле, побуждение к началу какого-либо дела; способность к самостоятельным активным действиям.

В Толковом словаре Ожегова дано следующее определение: почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость.

IV. Ведущий: (Слайд №6) Какими же качествами, на ваш взгляд, должен обладать дошкольник, чтобы его можно было назвать инициативной личностью.

Предлагаю вам обсудить это вместе игровым методом «Светофор». У каждого из вас две карточки – красная и зеленая, договоримся, что красная – означает несогласие, а зеленая – согласие. Я озвучу некоторые качества ребенка, а вам нужно выбрать лишь те, которые характеризуют дошкольника, как инициативную личность.

Итак,

• Развитая эмоционально - волевая сфера

• Боязнь порицания, наказания

• Замкнутость

• Произвольность поведения

• Пассивность

Самостоятельность

• Общительность

• Стремление к самореализации

• Отсутствие творческого воображения

• Творческий подход к деятельности

Несамостоятельность

• Познавательная активность

• Ожидание указаний педагога

Инициатива в различных видах деятельности

• Высокий уровень умственных способностей. (Далее идет обсуждение подходящих качеств).

Ведущий: (Слайд №7) Вот мы и выбрали основные качества присущие инициативному ребенку, а именно это:

• произвольность поведения

самостоятельность

• развитая эмоционально-волевая сфера

инициатива в различных видах деятельности

• общительность

• творческий подход к деятельности

• познавательная активность

• стремление к самореализации

• высокий уровень умственных способностей

Ведущий: А где на ваш взгляд дошкольник может проявить инициативность? Предлагаю выбрать те ответы, которые на ваш взгляд характеризуют проявление инициативы также с помощью сигналов светофора: красного и зеленого (игровой метод «Светофор»).

Варианты:

-исследовательская деятельность,

-коллекционирование,

-игра с правилами,

-уборка игрушек,

-застегивание пуговиц,

-выполняет прямые указания взрослого,

-задание по образцу,

-сюжетно - ролевая игра,

-коммуникативная игра,

-игра – импровизация,

-моделирование,

-просмотр телепередачи (идет обсуждение, педагоги перечисляют различные виды детской деятельности, аргументируя при этом свой выбор).

Ведущий: Но следует помнить, что инициативная личность развивается исключительно в деятельности, а так как ведущая деятельность дошкольного возраста - это игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности дошкольника.

Ведущий: Что же на ваш взгляд важно при воспитании инициативного поведения у дошкольника?

Педагоги : Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.

Ведущий: (Слайд №8)

Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

2. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

3. Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

4. Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Ведущий: Но далеко не секрет, что не все дети в детском саду даже в условиях развивающей предметно-пространственной среды, созданной с учетом всех принципов, способны проявить инициативу и самостоятельность. Что еще важно учитывать педагогу?

Педагоги : Педагог должен увидеть и выделить детей, которые не проявляют инициативу и самостоятельность.

Ведущий: Вы правы, коллеги, как правило, в каждой группе есть дети, которые

• затрудняются в самостоятельном выборе вида деятельности,

• чрезмерно исполнительны,

• не способны предложить новые способы выполнения поручений,

• не задают вопросов,

• никогда не предлагают свои варианты выполнения задания,

• игровые действия бедны и однообразны,

• в играх выступают на второстепенных ролях.

V. Ведущий: Предлагаю вам немножко поиграть, эта рефлексивно-ролевая игра называется «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть инициативным и самостоятельным?» ( Цель: создание игровых ситуаций для выявления различных точек зрения на существующую проблему и раскрытия основных путей ее решения).

Для этого предлагаю вам разделиться на 4 группы:

«Воспитатели»

«Родители»

«Администрация»

«Специалисты»

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть инициативным (далее представитель каждой группы зачитывает основные причины, а ведущий обобщает).

(Слайд №9). Безусловно, задача педагога при выявлении детей, не проявляющих инициативу, способствовать

- формированию у ребенка установок «Я смогу», «Я сумею»;

- созданию ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;

- предвосхищающей положительной оценки «Ты - очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

(Слайд №10)

Ведущий: Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :

• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

• отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

• для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

• содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

• поощрять различные творческие начинания ребенка.

Важно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

VI. Еще бы мне хотелось попытаться с вами разобрать некоторые педагогические ситуации, которые могут возникнуть в детском саду и высказать свое мнение и способы решения этих проблем.

Ситуация 1

Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их, и намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.

- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.

- Да нет. я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы.

Как, по- вашему мнению, должен поступить педагог в данной ситуации?

Ситуация 2.

В группе появился новенький мальчик, воспитатель предлагает ребенку строительный конструктор. Он с большим удовольствием начинает раскладывать его детали.

– Что ты хочешь построить? – спрашивает педагог.

– Что… что получится, – отвечает Вова.

– Как же ты будешь строить?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков. (Начинает строить, но постройка ему не нравится и он все ломает).

– Нет, я лучше ракету построю. (Вова начинает строить, но постройка все время падает. Он пытается удержать ее рукой, но тщетно. И в итоге уходит от места строительства, оставляя груду строительных деталей).

Что должна была сделать педагог, предложив новичку новый строительный конструктор?

Ситуация 3.

Вероника с интересом лепит птичку, но тут за ней приходит мама.

- Вероника, ты уже вылепила птичку, быстрее заканчивай работу, все убирай, тебя ждет мама, говорит педагог.

- Но я еще не украсила ее, - говорит девочка и просит подождать еще чуть-чуть, а потом «еще минуточку», ей так хочется закончить начатое дело.

Возмущенная неповиновением, педагог отбирает пластилин.

- До чего же упрямая девочка! — сердится воспитатель, отправляя девочку в раздевалку.

Правильно ли поступила педагог? Как следовало реагировать на поведение девочки в данной ситуации?

Ситуация 4.

Занятие по изобразительной деятельности, дети рисуют пейзаж.

- Марья Ивановна, посмотрите, какие деревья у меня получились! - кричит Петя.

- Петя! Ты неправильно нарисовал деревья, они вовсе не похожи на деревья, посмотри, как я показала на доске, - сказала воспитатель

- А я хочу так! Они у меня волшебные!- ответил мальчик

- Так нельзя, это не правильно, посмотри, как нарисовал Сережа! Сколько раз тебе говорит, не нужно ничего придумывать, повышенным тоном отвечает ему педагог.

(Мальчик замолчал и стал рассматривать рисунок соседа)

В чём педагог допустила ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Ситуация 5.

Однажды, когда Ольга Петровна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Валера вдруг поднялся и с шумом пошел что-то строить.

- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? — спросил педагог.

- А я не хочу заниматься, не хочу рисовать, мне не интересно, - ничуть не смущаясь, ответил мальчик.

- Сейчас же садись на место, — строго, с возмущением сказала воспитательница.

- Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался, - сказал мальчик, вздохнул и сел на свое место.

- А теперь всегда будешь сидеть на занятиях, и заниматься вместе со всеми детьми,- строго сказала воспитательница.

Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога. Как бы вы реагировали на поведение Валеры?

Ситуация 6.

Воспитатель при посещении открытого мероприятия увидела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в творческую игру «Рыбаки». Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры. Но игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.

Объясните, почему, на ваш взгляд, не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?

Ситуация 7.

Воспитатель предложила детям сюжетно-ролевую игру «Полет на космическом корабле». Дети оживились и сразу принялись «разбирать» роли.

— Я буду врачом, — кричала Наташа.

— А я - бортмехаником! — сказала Саша.

— Чур, я - командир! — сказали одновременно Коля и Вова.

— Нет, я! — чуть не со слезами повторял Вова.

— А я раньше сказал, я первый!

— Ну и что, ты уже был капитаном на корабле! - сказал Вова

Но тут подошедшая к детям педагог решила все споры.

- Командир будет Коля, он старше и сильнее Вовы, он лучше справится с обязанностями командира.

Прав ли был педагог в данной ситуации? А как поступили бы вы?

VII. Ведущий: А как вы решаете подобные проблемы, возникают ли у вас подобные ситуации с воспитанниками? Чтобы разобраться, давайте поиграем в игру «Цепочка» и поделимся с коллегами интересными приемами, методами или формами работы с детьми. Предлагаю вам свои мини-отчеты, начинать с одной фразы: «А у нас в группе…», «Мы делаем так…» и т. д.

VIII. Ведущий: И в завершении нашей деловой игры предлагаю вам небольшую творческую работу, а именно: составить синквейн со словом «дошкольник» (работа в подгруппах). (Слайд №11).

Возможный вариант: 1. Дошкольник

2. Любознательный, инициативный

3. Интересуется, познает, творит

4. Будущее России

5. Личность

IX. Подведение итогов: Наша встреча подошла к концу, благодарю всех за активное участие и в завершении нашей встречи, предлагаю вам переложить свои пожелания и предложения, написанные на листочках, если вы считаете нужным, на дереве пожеланий. Если вы получили то, что хотели, удовлетворили свои потребности, то листочек поместите наверх на крону. Если наполовину, то – переместите на ствол. Если же не получили ничего из того, что ожидали от встречи, то оставляют листочек на корнях дерева. Спасибо за внимание! (Слайд №12).

Прикреплённые файлы:

prilozhenie_9uffg.ppt | 4375,5 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Деловая игра для педагогов «Знатоки детской художественной литературы» Цель: систематизация знаний педагогов по теоретическим и практическим вопросам использования художественной литературы в работе с детьми.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС до«
Опубликовано: 5 мая 2024 в 12:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД