Наталья Черникова
Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук
Когда я только зарегистрировалась на сайте,мне попалась на глаза дидактическая игра "Покорми Нюшу" Натальи Вершининой
Она мне очень приглянулась, и я решила сделать нечто подобное. Это стал колобок-любимый персонаж малышей.
А потом я разработала серию занятий - игр,на которые колобок приходил, и дети с ним играли.
Актуальность
Публикация «Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Поделки из круп
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.
Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова
М. Монтессори.
А известный немецкий учёный Э. Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Пальчиковые игры - хорошие помощники и к подготовке руки к письму. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. В данном случае предложены игры с фасолью.
Представленные дидактические игры предназначены для детей младшего дошкольного возраста и могут использоваться педагогами при реализации образовательных
областей «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Художественное творчество».
ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
СРЕДСТВА: 2-е пластиковые баночки с крышками, фасоль.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ:
1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Когда я только зарегистрировалась на сайте мне попалась на глаза дидактическая](https://www.maam.ru/upload/blogs/5c6e6bd78574abe0a60e5e695d7c41a7.jpg.jpg)
2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 игра Покорми Нюшу Натальи Вершининой Она мне очень приглянулась и я решила сделать нечто подобное](https://www.maam.ru/upload/blogs/c8af6c92809cdf2abc09c969b1a69b35.jpg.jpg)
3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Это стал колобок любимый персонаж малышей](https://www.maam.ru/upload/blogs/3198d50a97546686356cedca750a4e06.jpg.jpg)
4. Делаем отверстие во рту колобка.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 А потом я разработала серию занятий игр на которые колобок приходил и дети с ним играли](https://www.maam.ru/upload/blogs/b14e70440a1b57b5c07105f7b783366a.jpg.jpg)
5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Актуальность Публикация Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук размещена в разделах Дидактические игры Крупы](https://www.maam.ru/upload/blogs/4fade50fc39a33a25e8bf5786bfa960f.jpg.jpg)
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Игры с крупами дидактические пособия Крупы](https://www.maam.ru/upload/blogs/04051eb589bcc28237fba44aa11e13a5.jpg.jpg)
ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»
ЦЕЛЬ: формирование умения выражать эмоции, развитие мелкой моторики.
СРЕДСТВА: персонаж колобок; карточки с пиктограммами: радость, грусть, удивление; фасоль.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
- Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)
- А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)
- Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)
- Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Поделки из круп Мелкая моторика Мелкая моторика](https://www.maam.ru/upload/blogs/a0cafe480b1a9021432e4f3f387afdd2.jpg.jpg)
- Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице /дети с помощью
мимики лица изображают эти эмоции/.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Игры и пособия Овощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/662c198afcc119cc50b8adb4e54860ad.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Все на овощную тему для детей Овощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/a6721577e23504e4241a375ec70829d7.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Игры дидактические пособия Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/48960e4911e65549e8d91134ac23fd0a.jpg.jpg)
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»
ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение.
СРЕДСТВА: персонаж колобок; фасоль; схемы предметов; основа - коврики прямоугольной формы.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
Воспитатель предлагает для колобка «нарисовать» с помощью фасоли предметы, например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок, ёлочку /дети, используя схемы, выкладывают предмет/.
Колобок хвалит детей.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной костной и нервной систем организма](https://www.maam.ru/upload/blogs/8a72d22d8b64bdea435d7158daeed272.jpg.jpg)
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, закреплять понятия «много», «один».
СРЕДСТВА: персонаж колобок, три воздушных шарика («Волшебные мешочки», фасоль, поднос.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/
- Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.
- А в каком шарике спряталось много семян?
- Давайте найдём шарик, где нет ни одной.
/дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /
Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением памятью интеллектом и речью у детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/6a66a04d07dca5b3fa8a8edfbcf46588.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/6fdcba12b6d873d2ab720253f5740f63.jpg.jpg)
ИГРА «ПРЯТКИ»
ЦЕЛЬ: непроизвольное осуществление массажа пальчиков.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с фасолью, фигурки из киндер-сюрпризов или пуговицы.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Наш соотечественник и педагог В](https://www.maam.ru/upload/blogs/239b2babe4b30d2785107e81d2076f7e.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Сухомлинский писал Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев](https://www.maam.ru/upload/blogs/b0ace6ec03698eac4eec6f19e12de997.jpg.jpg)
ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»
ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей.
ЗАДАЧИ: развивать мелкую моторику рук; аккуратность.
СРЕДСТВА: персонаж колобок, миска с крупой (фасоль и манка, сито с ручкой, 2-е чашки.
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:
- Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.
- Поможем колобку? (да)
- Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)
/дети пробуют разделить крупу вручную/
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Готовить глаз к видению руку к действию и душу к чувствованию были слова М](https://www.maam.ru/upload/blogs/1016bf708ed09bfb3ec0fdc8b194c2da.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 А известный немецкий учёный Э](https://www.maam.ru/upload/blogs/7028125215aeff793593790dcf612d5d.jpg.jpg)
- Ребята, какая это кропотливая работа! Я знаю, что делать. Нам поможет сито.
/воспитатель показывает детям, как при помощи сита отделить одну крупу от другой. Воспитатель объясняет, почему так получается, насыпав сначала чистую манку, а потом фасоль. Дети пробуют проделать манипуляции самостоятельно. Просеянную фасоль пересыпают в приготовленную чашку/
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга](https://www.maam.ru/upload/blogs/1f40bfbad50ee304db07f702646d8a88.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга](https://www.maam.ru/upload/blogs/d7c362a3264875c6f6209504d84f3051.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Пальчиковые игры хорошие помощники и к подготовке руки к письму](https://www.maam.ru/upload/blogs/32950fceffd3abf5b072f99e216b5950.jpg.jpg)
- Ну, вот, какие вы молодцы. Колобок благодарит вас за помощь.