ольга ловская
Предметно-развивающая среда группы
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды младшей группы МБДОУ д/с № 5 «Солнышко» .
Воспитатели: Доронина Н. В., Ловская О. Н., Андреева С. В. Предметно-развивающая среда в группе организована с учётом федерального государственного образовательного снандарта, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребёнка, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе.
Публикация «Предметно-развивающая среда группы» размещена в разделах
При формировании предметно- развивающей среды считаем, что материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду. И обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
При организации предметно-развивающей среды в группе нами, было учтено все, что способствовало становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья, уровень общего и речевого развития, а также формирование эмоциональной сферы. В нашей профессиональной деятельности мы руководствовались учетом способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, созданием условий для их развития. Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали принципы ее построения: принцип дистанции; принцип активности, самостоятельности и творчества (созданы уголки, где дети могут самостоятельно себя реализовывать); принцип комплексирования и гибкого зонирования (что позволяет детям в одно и то же время, не мешая друг другу, заниматься по своим желаниям и интересам: музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием и т. п.); принцип информативности (разнообразие тематики, многообразие дидактического и информативного материала); принцип интеграции образовательных областей (многие материалы развивающей среды полифункциональны, т. е. материалы для одной образовательной области могут быть использованы и ходе реализации другой); принцип вариативности; принцип стабильности- динамичности (предметно - развивающая среда является постоянной, создаваемой на длительный срок, но в нее регулярно вносятся изменения в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения, программных задач, времени года) ; принцип открытости- закрытости (развивающая среда построена нами таким образом, что можно легко добавлять в нее разнообразные элементы, а так же убирать уже ненужные); принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды (компоненты сочетаются между собой по содержанию, художественному решению); принцип учета половых различий детей. Предметно-развивающая среда построена таким таким образом, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, а побуждает ребенка к поиску.
Групповое помещение условно разделено на зоны, плавно переходящие одна в другую: учебная зона, центр искусства, уголок Кубановедения, познавательно-речевой центр, книжный уголок, центр театрализованной деятелности, ценрт сенсорного развития, центр сюжетной игры, центр строительства, музыкальный уголок, физкультурный уголок, уголок уединения, уголок для мальчиков и уголок для девочек, раздевалка.
Учебная зона оснащена традиционными материалами (картины – предметные и сюжетные, дидактический материал, дидактические игры, схемы, модели, плакаты). Материал подобран сбалансировано, сообразно педагогической ценности и предназначен для расширения, обобщения и систематизации опыта детей. В группе имеются ТСО: магнитофон.
Нами организован уголок «Мы дежурим». Где мы с малых лет приучаем детей к дежурству по столовой, уважению к труду взрослых.
Музыкальный уголок «Веселые нотки» направлен на развитие музыкальных и творческих способностей, музыкального слуха детей, внимания, отзывчивости, приобщает детей к народному творчеству. Здесь мы расположили музыкальные инструменты (металлофон, губная гармошка и т. д).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Характеристика компонентов предметно развивающей среды младшей группы МБДОУ д с Солнышк о](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215523.jpg)
Уголок театральной деятельности представлен разнообразными масками, кукольным, пальчиковым театром, театром на стакана.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Воспитатели Доронина Н](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215575.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215609.jpg)
Основной целью уголка природы, является воспитание экологически грамотного поведения в природе, всестороннего развития познавательной активности детей.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 РППС развития каждого ребёнка созданию благополучного эмоционально психологического климата в группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215674.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Публикация Предметно развивающая среда группы размещена в разделах Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215710.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В нашей профессиональной деятельности мы руководствовались учетом способностей интересов темпа продвижения каждого ребенка созданием условий для их развития](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215754.jpg)
Уголок уединения создан для того, чтобы ребенок мог отойти от общения, подумать, помечтать.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Предметно развивающая среда построена таким таким образом что в ней заложена информация которая сразу себя не обнаруживает полностью а побуждает ребенка к поиску](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215800.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Учебная зона оснащена традиционными материалами картины предметные и сюжетные дидактический материал дидактические игры схемы модели плакаты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486215831.jpg)
Игровая зона в группе представляет собой пространство для свободной игры детей и образовательной деятельности в игровой форме. Направлена на развитие игрового опыта каждого ребенка, воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений, развития воображения, фантазии. В игровой нами оборудован уголок для девочек, который включает игровой модуль «Кухня»«Магазин», «Больница», «Уборщик» «Мастерская», «Аптека», кукольная мебель, кроватки для кукол, коляски, посуда, еда, кукольный домик, соответствующие сюжетно- образные игрушки и т. д. и для мальчиков (строительные наборы, конструкторы, машинки и техника, железная дорога и т. д.). «Юный строитель» представлен разнообразными материалами со сложной формой деталей, различными способами крепления, выполненными из различных материалов, настольными и напольными конструкторами.
В уголке «Здравствуй, книжка!» - (центр книги) собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям и иллюстрации к произведениям. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В уголке Здравствуй книжка центр книги собраны небольшие библиотеки книги для чтения детям и иллюстрации к произведениям](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216575.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы временные тематические фотовыставки способствующие развитию различных эстетических представлений детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216610.jpg)
Сенсорный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
для стимуляции сенсорных функций;
развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
создания положительного, эмоционального фона;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Сенсорный уголок используется в воспитательно образовательном процессе как на организованных занятиях так и в самостоятельной игровой деятельности детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216681.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Дорожка здоровья](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216720.jpg)
В физкультурно- оздоровительном центре «Мы спортсмены» имеются мячи из разных материалов, с различными наполнителями, разных диаметров; обручи большие и малые; гимнастические палки; длинные и короткие скакалки и шнуры; кольца; мешочки с песком; мишени; кольцебросы; карточки- схемы с изображением различных физических упражнений;ракетки, ленты разной длины, кегли, полу - дуги. Дорожка здоровья.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Уголок безопасности и дорожного движения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217223.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно ролевым играм занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения безопасности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216767.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Это всевозможные игрушки транспортные средства светофор фуражка милиционера спецодежда пожарника жезл регулировщика макет улицы дорожные знаки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486216820.jpg)
Уголок безопасности и дорожного движения.
Они оснащены необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения, безопасности. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, спецодежда пожарника, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217287.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 В раздевалке имеется уголок для родителей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217331.jpg)
В раздевалке имеется уголок для родителей. Организована передвижная педагогическая библиотека, которой пользуются родители. Организован уголок творчества, где выставляются творческие работы воспитанников. Периодически в раздевальной комнате оформляются фотовыставки на темы: «Вот оно какое, наше лето…», «Наши папы – защитники Отечества», «Милая мамочка», «Победа деда – моя победа»,памятки, объявления и информация для родителей.
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Организована передвижная педагогическая библиотека которой пользуются родители](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217011.jpg)
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Организован уголок творчества где выставляются творческие работы воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217043.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Периодически в раздевальной комнате](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217068.jpg)
Уголок Кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах, образцами народной вышивки, старинными предметами кубанского быта.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Оформление детских садов оформляются фотовыставки на темы Вот оно какое наше лето Наши папы защитники Отечества Милая мамочка Победа деда моя победа памятки объявления и информация для родителей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217123.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Уголок Кубановедения представлен куклами в народных кубанских костюмах образцами народной вышивки старинными предметами кубанского быта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-775335-1486217149.jpg)
Таким образом, предметно – развивающая среда второй младшей группы учитывает все направления развития ребенка. К ее построению мы подходим творчески, что помогает обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы МБДОУ д/с №5 «Солнышко» хутора Трудобеликовского.