Папки-передвижки

Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся

Раиса Филиппова
Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся

Педагогические чтения

Доклад:

«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся : от теории к практике»

ТЕМА:

«Формирование социально-коммуникативной грамотности детей среднего дошкольного возраста посредством создания условий для психологического комфорта и положительной эмоциональности воспитанников

Введение

Актуальность:

Публикация «Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся» размещена в разделах

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Формирование функциональной грамотности входит в приоритетные задачи национального проекта «Образование», направленного на повышение качества и обеспечение конкурентноспособности российского образования.

ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности, прямо и косвенно способствующих развитию функциональной грамотности детей.

Авторский коллектив под руководством Н. Ф. Виноградовой определяет

дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

формирование речевой активности дошкольников;

формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Работая в группе детей среднего возраста комбинированной направленности, из всех направлений, я бы хотела акцентировать внимание на последнем пункте. В возрасте 4-5 лет у детей зарождаются и активно развиваются основы социальной коммуникации, а так же опыт первых отношений с другими людьми, что становится фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Более того, тема развития социально-коммуникативных компетенций приобрела особенно актуальный характер, потому что группа была вновь сформирована в этом году. Дети были мало знакомы друг с другом и с воспитателями. Стресс от необходимости адаптации к новой среде, необходимость устанавливать новые социальные контакты, взаимодействовать с окружающими людьми выявил ряд проблем.

Вопрос приобщения ребёнка к социуму всегда был и остаётся одним из важнейших в процессе формирования личности ребёнка. Особенная ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей, в первую очередь, возлагается на семью и дошкольное учреждение.

Соответственно, возникла необходимость поиска путей решения проблемы.

Цель: Создание условий для психологического комфорта и положительной эмоциональности, формирования нравственных норм и ценностей, организация работы по развитию коммуникативной компетентности, как основы развития предпосылок функциональной грамотности.

Задачи:

- способствовать созданию атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности;

- обеспечить условия для развития произвольной саморегуляции двигательной активности, а также их психофизического, эмоционального состояния;

- организовать работу по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать свое мнение.

- создание зоны психологического комфорта, где дети самостоятельно оперировали дидактическими пособиями и материалами.

Концептуальная часть.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В соответствии с годовой задачей ДОУ по формированию моральных норм и нравственных качеств, мы решили организовать работу в данном направлении, делая упор на практическую составляющую, т. е. организацию развивающей предметно-пространственной среды.

Так возникла идея создания проекта «Учимся дружить».

Этапы проекта:

Подготовительный:

Определение цели и задач, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, составление плана;

Основной:

Совместное творчество, чтение художественной литературы беседы, инсценировки, педагогические ситуации, пословицы и поговорки о дружбе, разучивание стихотворений о дружбе, мирилок, пальчиковые игры, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры.

Реализация проекта с родителями:

Консультации, памятки, привлечение к оснащению «Уголка хорошего настроения».

Заключительный:

Анализ выполненной работы, подведение итогов, обобщение и освещение опыта работы.

Тип проекта: социально-личностный, практико-ориентированный.

Ожидаемые результаты проекта:

- установление благоприятной психологической атмосферы;

- сплочение детского коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, оказание взаимопомощи;

- овладение детьми социально одобряемыми способами поведения;

- пополнение группы идактическими пособиями и материалами по теме;

- получение родителями, детьми, воспитателями определенны знаний и умений по теме.

Продукты проекта:

- совместное творчество, игры;

- рекомендации для родителей;

- появление «Уголка хорошего настроения»;

- освещение опыта работы широкой аудитории.

Принципы развивающей предметно-пространственная среды:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды;

4) Вариативность среды

5) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Практическая часть

Так как вся работа педагогов ведется в тесном сотрудничестве с родителями, на подготовительном этапе проекта был проведен опрос на тему «Нужны ли ребенку друзья?».

В анкетировании принимали участие 11 семей.

1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребенку дошкольного возраста? Да- 100%,

2. Вы знаете с кем дружит ваш ребенок в детском саду? Да – 100%

3. Есть ли друзья у вашего ребенка вне детского сада? Да – 100%

4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребенка? Да – 100%

5. Есть ли у вас интересный опыт дружеских отношений с другими семьями, готовы ли вы поделиться им с другими родителями? Если да, то в какой форме? (рассказ, презентация, фотоальбом и т. д.)

Да – 36,4%(4 чел., Нет – 63,6 % (7 чел.) Поделиться своим опытом готовы только 18,2% (2 чел.).

6. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка?

45,4% (5 чел.) затруднились ответить, 27,3% (3 чел.) указали общение, 18,2% (2 чел.) – обучение, 9,1% (1 чел.) – общение со сверстниками в детском саду.

Опрос подтвердил, что тема является значимой. Родители интересуются воспитанием детей, но мало знают о том, что такое коммуникация и коммуникативное развитие.

В результате наблюдений основная масса детей проявляла нежелание и неумение устанавливать межличностные контакты, непринятие новых сверстников, нередко агрессивное поведение либо пассивность, совсем не было проявлений тактильного взаимодействия.

Проект предполагает комплекс методов и приемов для достижения поставленных задач (беседы, чтение художественной литературы, различного вида игры и т., но приоритетной задачей мы определили создание такой зоны психологического комфорта, где дети самостоятельно оперировали бы всеми теми дидактическими пособиями и материалами, с которыми познакомились в рамках проекта.

Так, в нашей группе был организован «Уголок хорошего настроения».

Уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение.

Оформление уголка должно соответствовать принципам развивающей предметной пространственной среды, в соответствии с задачами создания такового.

Разнообразие материалов. Доступность. Соответствовать возрасту.

Безопасность.

Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе;

Креативность. Оригинальные материалы, интересная комбинация элементов, наполнять его не только готовыми купленными стендами, плакатами и игрушками, но и материалами, изготовленными своими руками, руками родителей.

Многим воспитателям, наверно, знакома проблема нехватки пространства при организации уголков.

Наш уголок гармонично вписался в общее групповое пространство.

В уголке разместили мягкий диванчик. В нашем случае мы использовали для зонирования и размещения некоторых материалов ширму.

Материалы и их назначение:

Релаксация:

Фотоальбомы, мягкие игрушки;

Мягкий диванчик для чтения, просмотра фотографий.

Для развития способности распознавать собственные эмоции и эмоциональное состояние окружающих изготовили набор картинок (эмоджи). Дидактическое пособие использовалось в играх и упражнениях: «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию», «Четвертый лишний»», «детский сад» и т. д., а также для самостоятельных игр в уголке.

Обучение способам приемлемого выражения агрессии:

«Подушка-колотушка», «баночки-кричалочки»,

«Копилка плохого настроения» (плохие слова, поступки «складываем» в копилку/банку/).

«Агрессивный коврик» (колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей-то злости).

Обучение самообладанию, приёмам регулировать своё настроение:

Аудиозаписи со звуками природы (шум моря, шорохи леса и т. д.) для отдыха.

Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.

«Мешочки с настроением»«плохой» выдуваем плохое, из «хорошего» берём хорошее).

Эмоционально-развивающие игры для обучения навыку бесконфликтного общения:

«Коробка-мирилка» (поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями, «Подушечка примирения» с пришитыми к ней на резинке перчатками (дети садятся рядом и продевают по одной руке в перчатку, «Коврик примирения» (принцип тот же).

Игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, что такое плохо?».

«Доска настроений»

Обучение навыкам сотрудничества в коллективе:

Коммуникативные игры(«Обътия», «Ручеек», «Клубочек» и т. д.);

Сюжетно-ролевые игры; Подвижные игры; Игры-инсценировки

Воспитание эстетических чувств, возможность продемонстрировать своё настроение:

Выставка рисунков; Совместное творчество.

Для родителей были проведены консультации, оформлен информационный стенд по данной теме.

Проект задумывался нами как краткосрочный, однако работая над ним, мы решили оставить его в долгосрочной перспективе, т. к. уголок оказался действенным методом решения поставленных задач. В будущем, в старшем возрасте, область задач расширится, а значит, содержание уголка тоже нужно будет обновлять и расширять.

Подводя промежуточные результаты проекта, можно сказать, что ожидаемые результаты в целом подтвердились.

- По результатам наблюдений дети стали активнее включаться в общение и деятельность;

- Поведение детей соответствует основам моральных норм;

- Все участники проекта – дети, педагоги, родители – приобрели определенные знания;

- Появление «Уголка хорошего настроения)

Результаты работы по проекту были освещены на тематическом педсовете «Пути формирование у детей готовности и способности реализации творческого потенциала на основе моральных норм и нравственной установки становится лучше». Хочется поделиться результатами работы и наработками с более широким кругом коллег.

Заключение

Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества является одним из показателей функциональной грамотности человека. В среднем дошкольном возрасте мы можем способствовать формированию основ. «Уголок хорошего настроения» как средство реализации поставленных задач показал свою эффективность и актуальность. Не традиционная форма организации уголка, дидактические пособия с авторским творческим подходом, возможно, вызовут интерес. Будем рады, если наш практический опыт окажется полезным.

Список литературы:

1. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н. А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С. 44.

3. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М. : Дрофа. 2008. 270 с.

4. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста. – АРКТИ М., 2006.

Интернет-ресурсы:

https://www.io.nios.ru/articles2/115/10/formirovanie-predposylok-kommunikativnoy-gramotnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

ИНФОУРОК https://infourok.ru/razvitie-predposylok-funkcionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov-5061215.html

MAAM/RU Международный образовательный портал https://www.maam.ru/detskijsad/-osnovy-formirovanija-funkcionalnoi-gramotnosti-doshkolnikov.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/03/01/funktsionalnaya-gramotnost-v-doshkolnom-uchrezhdenii

Публикации по теме:

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Сценарий игры-конкурса по финансовой грамотности для учащихся 8 класса «Дорога на Эльдорадо»Сценарий игры-конкурса по финансовой грамотности для учащихся 8 класса «Дорога на Эльдорадо» Цель:способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности. Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся
Опубликовано: 6 апреля 2022 в 18:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Филиппова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД