МААМ-картинки

Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации

Светлана Максимова
Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации

Семинар-практикум «Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации».

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном»

Дени Дидро

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников через приемы аппликации.

Публикация «Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника, Технические приемы в аппликации» размещена в разделах

Задачи: повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей; оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов; мотивирование педагогов на творческую деятельность; формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

План семинара практикума:

1. Теоретическая часть.

1.1. Выступление для педагогов: «Художественно – эстетическое развитие дошкольников». (С. И.)

1.2. «Аппликация как средство гармонизации детско – родительских отношений» (Т. Ю.)

1.3. «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами аппликации» (О. Н.)

2. Практическая часть.

2.1. Деловая игра «Путешествие в художественно – эстетический мир». (А. Б.)

2.2. Мастер -класс «Нетрадиционные техники аппликации» (Л. П.)

3. Итоговая часть. Рефлексия.

Ход семинара-практикума:

1.1. Теоретическая часть. Художественно – эстетическое развитие дошкольников

Добрый день, уважаемые коллеги!

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

Так как приоритетным направлением работы нашей дошкольной организации во 2 полугодии является художественно – эстетическое развитие, то и мы с вами поговорим сегодня о системе воспитания детей в детском саду по этой образовательной области.

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности

Именно в этот период начинается процесс социализации, представляющей собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействия человека с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, развития творческих способностей, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, поэтому педагоги заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического развития детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребенка – дошкольника. Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Уже изначально от своей природы они – творцы и задача педагога – помочь каждому ребёнку раскрыть имеющийся у него творческий потенциал, его индивидуальные творческие способности. Результатом же эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации и редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Одним из таких видов деятельности является аппликация, что в переводе с латинского обозначает «прикладывание».

Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют их на основе, принятой за фон, с помощью различных клеев, ниток, это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Аппликация может быть :

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Педагоги в своей работе используют традиционную технику обучения детей аппликации, а именно:

а) составление декоративного узора из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе

б) составление изображения предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображение сюжета

в) овладение различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги : это вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.

г) составление изображения предмета (сюжета) используя технику оригами.

Но, и теперь уже нередко, можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники аппликации. Работа с разнообразными материалами в различных художественных техниках, расширяет возможности ребенка, развивает чувство цвета, гармонии, пространства и воображения, образное мышление, творческие способности. Это сотворчество увлекает и детей, и педагогов, оно становится новым, необычным, ярким и эмоционально насыщенным. Рассмотрим некоторые из используемых нетрадиционных художественных техник аппликации.

Виды нетрадиционной аппликации :

- Обрывная аппликация хороша для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику : не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

- Накладная аппликация позволяет получить необычное многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

- Модульная аппликация (мозаика). В этой технике нужный образ получается путем последовательного наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться не только вырезанные кружки, квадратики, треугольники, но и просто рваные бумажки.

- В симметричной аппликации для повторяющихся изображений, заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

- Ленточная аппликация позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

- Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги)

- Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

- Коллаж (от фр. collage — приклеивание)технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

- Аппликация из салфеток. Очень интересный материал для детского творчества- салфетки. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

- Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

- Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани детали из другой ткани. Укрепляются они либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых: края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

- Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

- Аппликация из соломы необычайно привлекательна, они отливает золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

- Аппликация из засушенных растений. Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны им в этом помочь, найти возможности для проявления и формирования творческих способностей подрастающих талантов.

Как привлечь дошкольников в процесс творчества?

Задача воспитателя

- стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности.

-непосредственное общение с каждым ребёнком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Вот некоторые неформальные правила творческого содействия воспитателей и детей:

• Будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события;

• Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам – это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.

Не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода; вы сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться;

• Попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей

• без воображения, так нет педагога без творческих порывов.

В своей работе воспитатель:

должен использовать элементы фольклора в целях художественно-эстетического воспитания (потешки, пословицы, поговорки); включать в структуру НОД рассматривание и составление рассказов по образцам художественного творчества;

участвовать в конкурсах детского художественного творчества; создавать условия для художественно-эстетического воспитания в группах:

организовать уголок детского творчества, уголок для экспериментирования, выставочного уголка (центра, подобрать литературу, фотографии, природный материал для самостоятельных игр и творчества.

Сотрудничать с семьей, вовлекать семью в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы. Какие Вы можете назвать?

-Дни открытых дверей;

-организация выставок - конкурсов, поделки, которые изготавливаются совместно родителями и детьми;

-привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях,

к изготовлению костюмов.

-Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей

Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей и обеспечивает единство воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников.

Также эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями: школой, музеем, музыкальной школой, библиотекой, художественной школой) проводятся взаимопосещения спектаклей между дошкольниками и школьниками, музыкально- тематические вечера, совместные выставки, праздники, викторины, литературные гостиные, экскурсии, мастер- классы.

С КАКИМИ СЛОЖНОСТЯМИ СЕГОДНЯ СТАЛКИВАЮТСЯ ПЕДАГОГИ по реализации о. о. художественно-эстетическое развитие?

Итак, успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные умения в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

И наконец, эффективность деятельности по художественно-эстетическому развитию во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя, инструктора по физической культуре). Каждый сотрудник берет на себя определенные обязанности в области художественно-эстетического развития. Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования.

И сегодня мы постараемся показать вам работу педагогов в направлении художественно – эстетического развития.

Публикации по теме:

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Консультация «Значение оригами для развития ребенка»Консультация «Значение оригами для развития ребенка» Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность и значение аппликации для ребенка дошкольника. Технические приемы в аппликации
Опубликовано: 6 мая 2024 в 12:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД