МААМ-картинки

Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста

Ольга Мельникова
Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая

сделать его занимательным.

Блез Паскаль

Актуальность темы: Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Публикация «Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Сегодня, а тем более, завтра математика необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Следовательно, одной из наиболее важных задач, воспитателя и родителя - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно.

Сегодня я хочу поделиться, рассказать и показать какие игры и материал использую на занятиях по математике и в свободной деятельности, чтобы скучно детям не было. А было наоборот интересно и занимательно, ведь тогда материал усваивается проще и быстрее. И все мы воспитатели к этому стремимся.

Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно организовать. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием!

Всем известно, что: «Послушаешь – и ты узнаешь!

Посмотришь – и ты поймешь,

А сделаешь – и ты научишься».

Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.

Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т. д.)

Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.

Сегодня я хочу остановиться конкретно на играх, которые я применяю на занятиях по математике и дети самостоятельно играют в свободной деятельности.

Все математические игры делятся на изучение или закрепление:

Количество и счет

• Совершенствование умения считать в пределах 5, 10 или 20 (соответственно возрасту): «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Летающие колпачки», «Отсчитай столько же», «Найди пару» (счет по образцу, «Найди свой аэродром» (счет по образцу, «Наведи порядок» (счет по образцу, «Динь-динь» (счет на слух, «Посчитай, сколько» (счет на слух, «Больше, меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же» (счет движений, «Исправь ошибку», "Сколько пар", "Покупаем парами (десятками)"

• Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету?», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла?», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял?»

• Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10): «Найди на один меньше (больше)» (лото, «Найди соседей числа» (лото, «Найди пропущенное число»; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

• Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5 или 10 (соответственно возрасту): «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина

• Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото, «Расставь по порядку».

• Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине», «Поручение», "Взвесь на руках", "Что тяжелее, что легче?",

• Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей (соответственно возрасту): "День рождение", "Раздели на всех", "Поручение", "Найди целое и его части", "Покажи и сравни 2/4, 3/4".

Форма

• Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы?», «Не ошибись» (составление плоских и пространственных фигур); "Найди на ощупь", "Найди по описанию", "Собери фигуру", "Разложи по коробкам".

• Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздавать предметы разной формы: "На что похоже?", "Дорисуй предмет", "Танграм", "Найди, назови предмет такой же формы", "Колумбово яйцо", "Нарисуй, потом построй"

Ориентировка в пространстве

• Упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки?»

• Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось?», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор», "Что снаружи - что внутри", зрительные и слуховые диктанты.

Ориентировка во времени

• Расширение представлений о временных отрезках, уточнение понятия «сутки»: «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает?», «Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь», «Наоборот», "Подбери правильно", "Круглый год", "Дополни предложение", "Составь времена года и т. д.

• Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра…».

• Упражнение в определении и установлении времени по часам: "Который час?", "Проверь время", "Раньше - позже".

Я вам предлагаю поиграть в эти игры. И на некоторое время превратиться в детей. Для начала сделаем массаж пальчиков.

1. «Игра – разминка»

1,2,3,4,5 – научились мы считать.

1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!

2. А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки». Игра

может служить разминкой, физминуткой.

Задания:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (5)

- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (4)

- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (6)

- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (2)

- Сколько жучков, столько язычком щелчков. (3)

- Сколько точек видишь в круге, столько раз поднимем руки. (8)

3. "Математические цветочки" (игра с прищепками)

Цель игры: закрепить состав числа, знаки (больше, меньше, равно, вставить пропущенное число, найти соседей заданного числа, решить примеры на сложение и вычитание.

4. "Вылепи цифру"

Детям загадывается загадка о цифре, ответ предлагается вылепить из пластилина или выложить из фасоли.

Кто-то ночью старый стул

Спинкой вниз перевернул.

И теперь у нас в квартире

Стал он цифрою. (4) Эта циферка с секретом.

И зимой, и жарким летом

Различишь едва-едва,

Где в ней ноги, голова. (8)

Цифру эту угадай-ка!

Она большая зазнавайка.

Единицу сложишь с двойкой,

И получишь цифру. (3) Как-то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два грибочка, три грибочка.

Сколько будет? Ровно. (пять)

Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

Сколько всех их прилетело? (семь) Два кубика у Маши,

Четыре у Наташи.

Вы кубики все эти

Скорей считайте, дети. (шесть)

5. "Колумбово яйцо"

Почему данная игра так популярна? Все потому, что она способствует развитию у детей: логического мышления; моторики рук; сенсорных способностей и пространственного представления; фантазии; самостоятельности; лидерских качеств; смекалки и сообразительности;

самоконтроля.

Когда ребенок занимается такими головоломками, он учится принимать решения, у него активизируется умственная деятельность, и что самое главное – оба полушария мозга работают одновременно, что в дальнейшем очень пригодится ему в жизни.

Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей в свободное от занятий время. Дидактические игры определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Благодарю вас за терпение, активность и желаю успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 июня 2022 в 17:20
+164Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию математических способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 65.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД