Получи документы

Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников

Жанна Котлярова
Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников

Для закрепления и уточнения знаний детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений воспитатель использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал : дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.

Публикация «Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников» размещена в разделах

С помощью иллюстративно-наглядного материала можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).

Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост и развитие растений и животных, сезонные явления природы). С помощью иллюстративно-наглядного материала удается успешно обобщать и систематизировать знания детей. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения.

Большое значение имеет иллюстративно-наглядный материал в формировании эстетического восприятия природы, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. Эти задачи успешно решаются при рассматривании репродукций с художественных картин, просмотре кинофильмов.

Требования к иллюстративно-наглядному материалу. При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований:

– реалистичность изображенных объектов, явлений природы;

– ясность замысла художника;

– художественная выразительность материала;

– познавательное содержание изображенного.

Необходимо учитывать также возрастные возможности восприятия детей. Так, при формировании знаний о временах года для малышей лучше использовать сюжетные картины, изображающие не только состояние природы, но и детей в одежде, соответствующей сезону, участие их в играх, труде. Это облегчает задачу (определить, какое время года изображено на картине, так как позволяет малышу опереться на собственный опыт. Распознавание сезонов по пейзажным картинам для детей затруднительно, особенно если предлагаются картины с изображением весны и осени.

Животные и растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях. Предпочтительнее, если в основе диафильма или кинофильма лежит несложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Методика рассматривания картин. В экологическом образовании детей используются предметные, сюжетные и художественные картины. Картины помогают подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности. Картины используются воспитателем во всех возрастных группах. В младшей группе они помогают уточнять и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений, закреплять их. Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.

В старшем дошкольном возрасте, кроме указанных выше целей, рассматривание картин используется для формирования у детей элементарных понятий о природе: группы животных, растений, времена года, экологические системы и т. д. В этом случае воспитатель подбирает серию картин, отражающих существенное в том или ином явлении, предлагает детям рассмотреть каждую картину в отдельности, а затем сравнивать их по выделенным существенным признакам. Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины – пейзажи, натюрморты – необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.

Учебный экран как метод ознакомления с природой. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты – в связях и отношениях.

На занятиях в детском саду могут быть использованы различные экранные средства, формирующие знания о природе: кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, серии диапозитивов, телепередачи, видеофильмы. Воспитатель, готовясь к занятиям с использованием учебного экрана, прежде всего, знакомится с содержанием диа- и кинофильмов о природе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Необходимо хорошо знать содержание кинофильма или кинофрагмента для целенаправленного руководства познавательной деятельностью детей.

Кинофильмы обладают огромной силой эмоционального воздействия на детей, вызывают интерес к природе, непроизвольное внимание. Однако при непроизвольном внимании содержание фильма усваивается поверхностно и не всегда правильно осмысливается. Для сохранения устойчивого внимания на протяжении всего времени демонстрации фильма и правильного усвоения содержания нужна специальная работа воспитателя.

В зависимости от содержания фильма и степени подготовленности детей к его восприятию проводятся беседы, с помощью которых воспитатель выявляет их знания. Затем он проводит экскурсии, организует чтение книг и беседы по содержанию фильма. Непосредственно перед показом фильма педагог проводит установочную беседу, во время которой обращает внимание детей на моменты киноленты, которые нужно запомнить. Устойчивость внимания в процессе просмотра фильма будет обеспечена ясно поставленной целью и четкими вопросами. Воспитателю следует также предупредить детей о последующей работе после просмотра фильма. После первого просмотра фильма большое значение имеет проверка правильности его восприятия. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на наиболее существенные моменты содержания. Дети испытывают удовлетворение в том случае, если убеждаются в правильности восприятия фильма, и неудовлетворение, если содержание фильма не было понято. При повторном просмотре они стараются быть более внимательными. Контроль проводится и после вторичного восприятия фильма. С этой целью могут быть организованы беседа, рисование на соответствующую тему. В заключение всей работы проводится итоговая беседа, в которой систематизируются и обобщаются знания детей.

Сюжетные и очерковые диа-, кино- и телефильмы используются во всех возрастных группах, однако в младшем дошкольном возрасте рекомендуется показывать не озвученные фильмы. Рассказ воспитателя, сопровождающий изображение, составляется с учетом особенности восприятия детей его группы. Кроме того, педагог в этом случае имеет возможность вернуться к любому кадру и еще раз прокомментировать его. Лишь постепенно, приучив малышей к просмотрам не озвученных фильмов, можно перейти к демонстрации звуковых.

Диапозитивы – это серии отдельных кадров, посвященные определенной теме. По статичности изображения они напоминают дидактические картины. Порядок демонстрации кадров в серии диапозитивов определяет воспитатель. Этот порядок зависит от логики подачи учебного материала. Основное назначение диапозитивов – иллюстрировать рассказ, объяснение воспитателя. Но они могут быть использованы и при обобщении знаний.

Использовать диапозитивы рекомендуется начинать с младшего дошкольного возраста. Демонстрация их имеет немало достоинств: на экране получается увеличенное изображение, хорошо воспринимаемое всеми детьми; подготовка диапозитивов занимает мало времени; смена кадров осуществляется по мере необходимости (если дети усвоили материал); имеется возможность вернуться к прежнему кадру.

Диафильмы представляют собой ленты из нескольких десятков кадров, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой текстом. Диафильмы содержат определенный сюжет или последовательно освещают содержание какой-либо темы. Кадры диафильмов снабжены субтитрами.

Диафильмы о природе широко используются в работе с дошкольниками, помогая воспитателю решать многие задачи: закреплять и расширять представления детей об известном, знакомить их с новыми явлениями, систематизировать и обобщать знания.

Используются диафильмы во всех группах детского сада, начиная с младшего возраста. При этом, демонстрируя диафильм малышам, не всегда следует пользоваться имеющимся текстом (субтитрами). Текст к диафильму может быть адаптирован воспитателем применительно к восприятию детей данной группы. По усмотрению педагога, в зависимости от поставленной цели часть информации может быть опущена либо, напротив, расширена. Методика показа диафильмов сходна с методикой демонстрации кинофильмов.

Демонстрация моделей. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей в экологическом образовании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.

В дошкольном возрасте в процессе экологического образования детей используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д.

Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Введение модели требует определенной последовательности. Вначале необходимо изучить саму модель и только затем использовать ее для познания природных явлений. Специальных занятий по изучению модели проводить не следует. Начинать введение модели рекомендуется на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия воспитатель организует рассматривание растения или животного, обучает детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагируются разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее рассматривается та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д.). Для демонстрации воспитатель готовит модели крупного размера. На первых занятиях следует показывать детям модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения признаков реальных объектов будет понят детьми, можно представить в модели всю необходимую группу выделенных признаков.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель дает детям задание: «Расскажите о новом растении (или животном) подробно. Какое оно? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде воспитатель организует с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян с наличием или отсутствием влаги. Воспитатель условно изображает два блюдца с семенами, а над ними – два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок – ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отражается их новое состояние: к изображению семян подрисовываются ростки. Данная схема-модель помогает наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги. Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе – для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия «птицы» модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Воспитатель демонстрирует модель во время беседы о птицах. В первой части беседы идет рассматривание птиц по картинам и сравнение их, а также обсуждение вопросов об образе жизни некоторых из них; во второй части – нахождение общих для всех птиц признаков и демонстрация их в модели; в третьей – обобщение. С этой целью воспитатель показывает детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и просит доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.

Демонстрация моделей позволяет воспитателю научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и родителей «Игра в экологическом образовании дошкольников» Дошкольное детство- это период игры. Игра доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень.

Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей.

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38».

Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников. Экологическое образование дошкольника – это сложная система отношений.

Использование экологических игр в экологическом образовании дошкольников Сущность дидактических игр Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В игре наиболее интенсивно формируются все психические.

Консультация для родителей «Использование иллюстративно-наглядного материала» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Использование иллюстративно-наглядного материала. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Методическая разработка «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Методическая разработкаТема: «Использование наглядного моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Пояснительная.

Педагогическая гостиная «Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников» Педагогическая гостиная «Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников» Цель: - сформировать представления.

Самообразование «Дидактическая игра в экологическом образовании дошкольников» Тема по самообразованию «Дидактическая игра в экологическом образовании младших дошкольников» Воспитатель: Пирогова С. Н. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 11:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом образовании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Котлярова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД