Папки-передвижки

Использование потенциала краеведения в системе коррекционного образования дошкольников

Вера Бурундукова
Использование потенциала краеведения в системе коррекционного образования дошкольников

Дошкольное детство сензитивный период в жизни ребёнка для овладения речью, как средством и способом общения и познания. Но, к сожалению, с каждым годом количество детей с речевыми расстройствами растёт. Одной из задач работы коррекционного педагога является формирование у воспитанников языковой компетентности, умения правильно и выразительно говорить, навыков практического общения в различных жизненных ситуациях. Другая важная задача в работе с детьми с нарушением речи - развитие их познавательной активности и расширение представлений об окружающем. Огромные возможности для решения этой задачи дает краеведение.

Публикация «Использование потенциала краеведения в системе коррекционного образования дошкольников» размещена в разделах

Мы часто задумываемся о том, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью, рассказывая о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Исследователи отмечают, что центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) является воспитание и развитие ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, любовь семье, родному месту, Родине.

Север – удивительный край с самобытными народами. Коренные жители Таймыра (ненцы, долгане, нганасане) - смогли выжить в суровых условиях благодаря неповторимому укладу жизни, сохранив национальные обычаи и праздники. Я считаю, что мы должны знать культуру народов севера, живущих рядом с нами, и передавать детям - свою любовь к природе Таймыра, представление о том, чем знамениты эти места, каким трудом заняты коренные жители севера, каковы их традиции и обычаи.

ФГОС предусматривает значительную часть времени (40%) в программе дошкольного образования на реализацию именно регионального компонента.

Дети, рожденные в условиях Крайнего Севера, сталкиваются с многочисленными трудностями в ходе своего роста и развития. Свой отпечаток на развитие воспитанников, в том числе и речевое, накладывают как климатические условия (долгая полярная ночь, суровый климат, скудность окружающей действительности, так и отдаленность нашего региона от других территорий. Большинство из них имеют - ограниченные представления о городе, крае, о труде своих родителей, о достопримечательностях и памятных местах, богатстве природы Таймыра; бедный словарный запас; связная речь плохо развита; дети затрудняются выражать свои мысли и чувства; недостаточная интонационная выразительность речи.

Система специального коррекционного образования ориентирована на организацию коррекционно-воспитательного процесса обучения и адаптацию в социуме детей с проблемами в развитии. Для повышения качества коррекционно-образовательных услуг необходимы совершенствование традиционных форм помощи детям с речевыми нарушениями, а также использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе ДОУ. Огромный потенциал для решения перечисленных задач, а также развития интеллектуально-речевой, эмоционально-волевой, нравственно-эстетической сфер личности, коррекции речевых и неречевых нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста заложен в краеведении. Введение краеведческого содержания в коррекционно - образовательный процесс для детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет решить огромный спектр познавательно - речевых задач, которые тесно взаимосвязаны.

Термин «краеведение» означает «ведать», то есть изучать свой край, его особенности - природные, географические, этнографические, культурные. Современное краеведение рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно – ориентированной) на основе личностного осмысления истории края.

Проблемой краеведения я заинтересовалась давно, однако это были отдельные занятия, экскурсии и только по истечению нескольких лет стала складываться определенная система по ознакомлению детей с родным краем, его природой.

Специфика организации работы по краеведению для детей с нарушениями имеет свои особенности. Важно, чтобы эта работа была систематической и целенаправленной. Поэтому считаю необходимым при организации работы с детьми с нарушениями речи учитывать следующие моменты:

- постоянно обогащать детей знаниями краеведческого характера; вводить краеведческий материал в речевые игры и упражнения;

- изучать познавательный материал о северном крае в системе;

- использовать краеведческий материал в практической детской деятельности;

- использовать активные формы изучения родного края: целевые прогулки, экскурсии, праздники;

- наполнять жизнь детей положительными эмоциями, погружать в информационно - насыщенную познавательную среду;

- осуществлять работу совместно с семьей.

Коррекционно-образовательный процесс представляет собой комплексно-тематическую модель, охватывающую при освоении отдельно взятой темы одновременное решение многих коррекционных задач по развитию воспитанников. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: познавательно – речевые, социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

Реализацию краеведческого принципа в коррекционной работе осуществляю на доступном материале с учетом принципа перехода от малого к большому, от более близкого ребенку (личностно значимого) к менее близкому (культурно-историческим фактам). Успешность обучения и развития дошкольников при знакомстве с чудесами земли Таймырской – ее природой, городами, культурой, происходит через занятия познавательно-речевого цикла, знакомство с окружающим миром, игру, предметную деятельность, общение, труд.

Занятия построены по циклам: «Времена года», «Природа Таймыра», «Животные севера», «Мой город», «Профессии нашего города», «Коренные народы Севера». Для поддержания интереса у детей и лучшего усвоения материала я разработала и внедрила в образовательный процесс цикл игр - путешествий по краеведению с использованием игровых персонажей. С гномом Никелькой мы путешествуем по городу и знакомимся с профессиями, а лемминг нам рассказывает о природе Таймыра, долганский мальчик Кыыл приглашает нас к себе в гости и знакомит с жизнью и обычаями своего народа. Игровые персонажи делают процесс обучения увлекательным, активизируют познавательную активность воспитанников, вызывают желание больше узнать о своем крае и о народностях Севера.

Мой опыт показывает, что качество усвоения детьми знаний о родном крае и городе существенно повышается, если краеведческое содержание «пронизывает» художественно-эстетическое, музыкальное и физическое воспитание детей. Такая систематизация позволяет максимально помочь воспитанникам освоить способы познания окружающего мира, проникнуться глубиной чувств к родному краю.

В нашем дошкольном учреждении используется информационно-насыщенная среда для ознакомления детей с родным краем. Вот уже на протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с Музеем истории освоения и развития Норильского промышленного района. В нашем дошкольном учреждении организованна и функционирует музейная комната «Сокровищница Севера», которая располагает обширным фондом. Есть уникальные экспонаты, интересные и доступные вниманию дошкольников : макеты чума, оленьей упряжки, изделия из оленьего меха, фигурки из оленьего рога, музыкальные инструменты, костюмы, предметы быта северных народов, иллюстрированные сборники сказок, коллекция камней и минералов.

Исследование объектов в музейном пространстве дает возможность сформировать у детей систему знаний о природных богатствах родного края. Совместно с педагогами ДОУ проводим интерактивные и интегрированные занятия «Хейро», «В происках волшебного камня», «Волшебный сундучок» и др., организуем тематические выставки и экспозиции «Музей камня», «Профессии города горняков». Занятия проходят в форме квестов, построенных по законам сюжетно-ролевой игры, и носят интегрированный характер. Благодаря включённым в занятия играм, художественному слову, народной музыке, они приобретают живость и динамику. Дети не только не устают, но и ведут себя значительно активнее.

Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов севера: они окунаются в народный колорит обычаев, знакомятся со своеобразием языка, формами и содержанием разговорных текстов, с фольклором местных народов: загадками, сказками, пословицами, подвижными играми. Народные северные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем их мире. В играх народов севера много соревновательного задора, поэтому такие игры направлены на развитие общей и мелкой моторики, что так необходимо нашим детям, страдающим гиподинамией.

Важную роль в познавательно-речевом развитии воспитанников через краеведение играет взаимосвязь с семьей и вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители являются не просто наблюдателями, а активными участниками наших познавательных и развлекательных мероприятий: собирают экспонаты для музея ДОУ, предоставляют фотоматериалы, участвуют в праздниках и викторинах, шьют костюмы, являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. При непосредственном участии родителей создали видеотеку: «Репортажи с рабочих мест», «Копилку полезных слов» - в ней собраны неизвестные и малознакомые детям «северные» слова, подборку фото и видеоматериалов о севере, что позволяет более наглядно знакомить детей с краем, где они живут.

Наши воспитанники участвуют в детских презентациях и научно – практических конференциях «Край наш Севером зовется», «Кто на Севере живет», «Все работы хороши».

Предлагаю несколько видов работ для использования в интегрированных занятиях с дошкольниками на материале Крайнего севера.

Изучение лексических тем.

В каждой лексической теме можно отразить региональный материал.

При изучении темы «Времена года», показываю детям фото и иллюстрации природы севера, использую фольклорный материал, картины местных авторов и другие произведения искусства.

Во время изучения тем о диких животных и птицах, деревьях и растениях, об урожае (ягоды, грибы) - использую материалы Красной книги Таймыра и легенды северных народов. Показываю возможную связь изучаемой темы с названиями рек, озер, города.

Если изучаются темы «Одежда. Обувь. Головные уборы», - показываю не только современную одежду, но и национальную одежду из музея города: парка, тормоса, унты … Дети с большим интересом сравнивают одежду северных народов с удобной современной детской одеждой.

«Дом», «Посуда», «Домашние принадлежности», «Транспорт» – это многообразный материал для изучения быта народов севера и их обычаев. После яркой беседы или экскурсии в музей, дети легко запоминают, незнакомые для современного ребенка слова.

При изучении темы «Профессии» обращаю внимание детей на основные профессии города: горняки, металлурги. Также необходимо обратить внимание детей на профессии коренных народов севера – оленеводство, рыболовство, которые сохранились и не утратили своей актуальности до настоящего времени.

Виды работ по лексическим темам:

1) «Узнай по тени»

2) «Отгадай, что опишу» :

3) «Узнай по контуру, очертанию детали»

4) «Кто лишний и почему?».

5) «Догадайся, каких деталей не хватает?»

6) «Найди отличия?»

7) Цепочка слов.

8) Ребусы. Кроссворды.

Развитие мелкой моторики.

1) «Северные узоры».

2) Сложить целую картинку из 3-5 частей (животное, растение, дерево, гриб, ягоду тундры)

3) Обвести предмет по точкам. Узнать его.

4) Пальчиковые игры: «На севере белый Мишутка носик прячет», «Тюлень», «Животных целая семья», «Кто на Севере живёт?».

5) «Сундучок тактильных ощущений».

Развитие координации речи с движением.

1) Динамические упражнения «Морж», «Северная страна».

2) Физкультурные минутки «Белый медведь», «У оленя дом большой», «Здесь всюду холод, лёд и тень», «Кто на севере живёт», «Тундра, тундра низкий лес».

3) Подвижные игры «Важенка и оленята», «Белые медведи», «Волк и олени», «Прыжки через нарты», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и овражки».

Словообразование.

1) «Скажи какой».

2) «Один – много».

3) «Подбери признак».

4) «У кого кто?».

5) «Чей, чья, чьё?».

7) Игра «Посчитай».

8) «Кто около?»

9) «Кого не стало».

Работа над фонематическим слухом.

1) «Какое слово отличается от других?».

Подготовка к обучению грамоте.

1) «Раздели слова на слоги».

2) «Составь схему».

Развитие связной речи.

1) Составление описательных рассказов о животных севера.

2) Составление загадок о растениях, животных севера, предметах быта северных народов.

3) Сочинение сказок «Приключения Умки в Африке».

4) Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях.

5) «Нелепицы».

6) «Закончи предложение».

7) Составить рассказ о животном по плану.

8) «Составь предложение».

Работа над дыханием.

1) Поддувалочки «Животные Севера»

Исходя из своего опыта, я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

В заключении хочется сказать, что систематическая работа по введению краеведения в образовательный процесс для детей дошкольного возраста, особенно с нарушениями речи, способствует всестороннему развитию воспитанников, духовно – нравственному становлению личности, воспитанию будущих граждан, знающих и любящих свой край и своё Отечество.

Предложенные мною виды работ, возможно, станут полезными для педагогов нашего города, как коррекционных, так и общеобразовательных групп. Коллеги, используйте в работе с воспитанниками краеведческий материал, пробуждайте в них патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Гаркуша Ю. Ф. Специальные преобразования педагогического пространства как стратегия воспитания детей с нарушениями речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М., 2001.

2. Логопедия // Под ред. ЛС. Волковой. М., 1989.

3. Научно – методический журнал «Логопед» № 3, 2009

4. Шорыгина Т. А. «Беседы о русском севере» Метод. рекомендации. М., 2017

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Виды работ по лексическим темам:

1) «Узнай по тени» (памятник, предмет из музея, северный транспорт, местное растение, животное и т. д.).

2) «Отгадай, что опишу» : «Это животное …». На начальном этапе можно включать в описание больше деталей.

3) «Узнай по контуру, очертанию детали» (памятник, предмет из музея, северный транспорт, местное растение, животное и т. д.).

4) «Кто лишний и почему?». Тюлень, олень, пингвин, соболь. Соболь, песец, белая сова, морж. Медведь, север, песец, соболь.

5) «Догадайся, каких деталей не хватает?» Закрывается часть здания, памятника, музейного предмета.

6) «Найди отличия?» Например: Историческое здание в городе (дом Урванцева) + обычный жилой дом. Предмет одежды, обуви, посуды и т. д. из музея + такой же современный предмет. Флаг (герб) России + флаг города.

7) Цепочка слов. По аналогу известной игры подбираются краеведческие слова.

8) Ребусы. Кроссворды. Необходимо выбирать хорошо знакомые, короткие детям слова.

Развитие мелкой моторики.

1) «Северные узоры». Выбираем наиболее простые орнаменты из краеведческого материала. Например: заячьи ушки, чумик, рыбий хвостик, олений хвостик.

2) Сложить целую картинку из 3-5 частей (животное, растение, дерево, гриб, ягоду тундры)

3) Обвести предмет по точкам. Узнать его.

4) Пальчиковые игры: «На севере белый Мишутка носик прячет», «Тюлень», «Животных целая семья», «Кто на Севере живёт?».

5) «Сундучок тактильных ощущений». Ребенок ощупывает сухой мох, олений мех, кусочек оленьих рогов и, рассказывает о своих ощущениях, называет объект, не глядя; находит похожий объект среди предложенных.

Развитие координации речи с движением.

1) Динамические упражнения «Морж», «Северная страна».

2) Физкультурные минутки «Белый медведь», «У оленя дом большой», «Здесь всюду холод, лёд и тень», «Кто на севере живёт», «Тундра, тундра низкий лес».

3) Подвижные игры «Важенка и оленята», «Белые медведи», «Волк и олени», «Прыжки через нарты», «Ловкий оленевод», «Полярная сова и овражки».

Словообразование.

1) «Скажи какой». Если у медведя толстые лапы, скажи, какой он? У оленя длинные рога …У моржа острые зубы … У тюленя толстая кожа …

2) «Один – много». Одна сова, а много … сов. Морж, медведь, олень, тюлень.

3) «Подбери признак». Если это олень, то у него ветвистые рога, сильные ноги, короткий хвост, короткая и теплая шерсть.

А если это песец, то у него …

А если это сова, то у него …

А если это полярный волк, то у него

4) «У кого кто?». У белого медведя медвежонок, медвежата. У моржа, у оленя, у полярной совы …

5) «Чей, чья, чьё?». У тюленя ласты (чья, какие) …У песца хвост (чей, какой) …У моржа усы (чьи, какие) …У оленя копыта (чьи, какие) … У белого медведя нос (чей, какой) …У полярного волка уши (чьи, какие)

6) «Измени слова по образцу». Тюлень – тюленище; медведь – медведище.

Слова: соболь, олень, песец, морж.

7) Игра «Посчитай».

Один усатый тюлень, два усатых тюленя, пять усатых тюленей.

Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, пять клыкастых моржей.

Слова: один северный олень, один белый медведь, один хищный песец.

8) «Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа. На доске картинки с изображением животных. Воспитатель задает вопросы.

Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.

Кто около пингвина? — Около пингвина олень.

Кто около медведя? — Около медведя заяц.

Кто около моржа? — Около моржа тюлень.

Кто около оленя? — Около оленя песец.

9) «Кого не стало». Белая куропатка - нет белой куропатки, морж -. , белый медведь-. , песец -. , северный олень -. , полярный волк -, леминг - ….

Работа над фонематическим слухом.

1) «Какое слово отличается от других?». Морж, морж, корж, морж. Сова, сова, трава, сова. Тюлень, тюлень, олень, тюлень.

Подготовка к обучению грамоте.

1) «Раздели слова на слоги». Мед – ведь, морж, о – лень, тю – лень, пе – сец, со – ва, о – ле – нё – нок, мор – жо – нок.

2) «Составь схему». Взрослый предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Волк — опасное животное. Песцы путают следы. Тюлени хорошо плавают. Сова охотится ночью. Заяц обгладывает веточки.

Развитие связной речи.

1) Составление описательных рассказов о животных севера. Например, Пингвин-птица - умеет плавать, нырять, ходить, прыгать, скользить на животе - у него есть голова, туловище, крылья, ноги, хвост - питаются рыбой - место обитания Антарктида - детёныши пингвинята.

2) Составление загадок о растениях, животных севера, предметах быта северных народов … Например, кто питается ягелем, перевозит грузы, не боится мороза, защищается рогами? – олень.

-прячется в снегу, похож на лису, хитрит, запутывает следы? – песец.

-рыщет по тундре, нападает, воет, показывает клыки, скалит зубы – полярный волк.

-живет во льдах, любит рыбу, ловко охотится, плавает под водой – белый медведь.

-плавает, лежит на берегу, греется на солнце, защищается бивнями, ревет – морж.

3) Сочинение сказок «Приключения Умки в Африке».

4) Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый. .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого. .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый. .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый. .

5) «Нелепицы». Морж клыками ловит рыбу. Морж клыками цепляется за льдины. Белый медведь живет в жарких странах … Северный олень живет в воде … Тюлененка называют белячок, потому что он черный …

6) «Закончи предложение».

На Севере живёт много (кого… белых медведей, … .

Мы любуемся (кем… белыми медведями, … .

Медведь выше соболя, но ниже оленя.

Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже оленя?

7) Составить рассказ о животном по плану.

1. Кто это? 2. Где живёт? 3. Внешний вид (части тела). 4. Чем питается? 5. Как защищается от врагов?

8) «Составь предложение». Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, медведи, белые.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Медведи, хищники, белые, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Работа над дыханием.

1) Поддувалочки «Животные Севера»

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Песочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольниковПесочная терапия «Живой песок» для развития мелкой моторики рук, творческого потенциала дошкольников Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! К. Д. Ушинский Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование потенциала краеведения в системе коррекционного образования дошкольников
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 14:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование потенциала краеведения в системе коррекционного образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Вера Бурундукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД