МААМ-картинки

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников

Шабельская Елена
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников

Термин мнемотехника произошел от греческого «mnemonikon», что означает «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) Мнемотехника – это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания и увеличивающих объем памяти за счет образования дополнительных ассоциаций.

У детей дошкольного возраста ведущий вид памяти - зрительно-образный. Можно много раз повторить ребенку стихотворение, но он все равно будет путать слова и предложения. Однако, нарисовав сюжет или представив схему из картинок, знаков и символов, ребенок быстрее запомнит и воспроизведет предложенную информацию. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображений предметов, а символов для опосредованного запоминания. Символы должны быть максимально приближенны к речевому материалу. Например, для обозначения диких (лесных) животных используется ель, а для обозначения домашних животных - дом.

Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников» размещена в разделах

Структура мнемотехники:

Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, затем переходить на мнемодорожки, а позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому – это знаки зодиака.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из нескольких изображений. С помощью него дети учатся составлять предложения, короткие рассказы.

Мнемотаблица — схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или небольшое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Для детей младшего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными (создание образов – ассоциаций, например, елочка – зеленая, солнышко – желтое, мышка – серая, лиса – рыжая и тд.). Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Позже картинки меняют на графические символы.

Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:

1 этап: Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено;

2 этап: Перекодирование информации, то есть преобразование символов в образы;

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания.

Традиционно работа по развитию связной речи дошкольников строится по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

1) Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

2) Перекодирование информации;

3) Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Для обогащения словарного запаса при работе с дошкольниками можно использовать следующие игры:

«Зашифруем слова». Педагог просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, напрямую соответствующий слову, возникает легко, а вот в случае косвенного соответствия ребенку необходимы усилия и, помимо памяти, еще и воображение. Примеры слов для картинок: солнце, дерево, хорошая погода, умная собака, сила, сладость, темный лес и тд.

«Что еще?» Цель – побудить детей к ассоциативному мышлению. Для этого им предлагается несколько слов и общими усилиями фиксируются все ассоциации, которые придут детям на ум. После можно попросить детей придумать ассоциации самостоятельно.

«Заколдуем слова». Первоначально дошкольников знакомят с символикой (например, ель - дикое животное, а дом - домашнее животное). На листе бумаги у каждого ребенка нарисованы пять клеток, в которые нужно «заколдовать» слова. Воспитатель медленно произносит слова, а дети изображают нужный символ. Например: корова, собака, медведь, лошадь, заяц. В клеточках у детей появляются символы: дом, дом, ель, дом, ель. На начальных этапах работы взрослый на доске, а дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дошкольники могут заполнять таблицы самостоятельно. Особое внимание следует уделить приему, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке; развитию мелкой моторики, так как необходимо быстро схематически изобразить тот или иной предмет.

Также полезно завести «Копилку слов», в которую можно «собирать» слова (рисовать, обозначать в виде символов) сразу после их образования или использование с отсрочкой (например, в конце занятия, через день). Периодически нужно обращаться к этому словарику, вспоминая слова и выражения, услышанные неделю, месяц назад.

При обучении детей составлению рассказов-описаний можно использовать сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный, вкусовой) и сами признаки. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предмета и закрепить результаты обследования в наглядном виде.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

При заучивании стихотворений применяются следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование («кодирование») стихотворения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Педагог заранее должен подобрать опорные картинки к выбранному стихотворению. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки последовательно выставляются на доску. После прочтения стихотворения дети воспроизводят его по опорным картинкам.

Позже при заучивании стихотворения педагог кодирует его при помощи символов и во время чтения демонстрирует мнемотаблицу детям.

Этапы работы над стихотворением:

1) Педагог выразительно читает стихотворение;

2) Сообщает, что стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;

3) Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль;

4) Взрослый выясняет какие слова непонятны детям, объясняет их значение;

5) Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;

6) Дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию.

Мнемотаблица висит на видном месте в групповой комнате в течении дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какой предмет там спрятан, а также объяснить, как они угадали объект.

Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. У детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории. Повышается интерес к заучиванию стихов и потешек, расширяется словарный запас. Ведь мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным и творческим.

Список используемой литературы:

1) Воробьева В. К. «Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи», М. 2009

2) Козаренко В. А. «Учебник мнемотехники», М. 2007

3) Омельченко Л. В. «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи», Логопед № 4, 2008

4) Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов», М. 2004

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2024 в 22:58
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД