Лучший педагог года

Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

Юлия Королева
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка

Теоретическая часть.

Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве. Исследования и открытия в области нейрофизиологии, убеждают, что в успешности жизни человека центральную роль играет эмоциональная сфера.

Публикация «Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка» размещена в разделах

В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным развитием ребенка. В последнее время, мы наблюдаем увеличивающееся количество детей с проблемами развития в эмоциональном плане. Это повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность в себе, гиперактивность и др.

У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализировать собственные чувства и чувства окружающих. Современные психологи, такие как В. Загвоздкин считают, что готовность ребенка к школе прямо пропорционально зависит от эмоционального интеллекта. Дети, здоровые в эмоциональном отношении более успешны в школьном обучении. Умение преодолевать эмоциональную неуверенность, иметь устойчивость к школьным психологическим нагрузкам, адекватно переносить разочарования, воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других, владеть своим телом и воспринимать свое тело, концентрироваться и удерживать внимание, не смотря на различные раздражители и отвлекающие события-все это качества и компетентности, составляющие готовность к школе современного ребенка.

Поэтому, одной из главных задач педагога является развивать в ребенке устойчивость к стрессам, умение справляться с эмоциональными проблемами, иметь стабильное позитивное настроение, способность управлять собой.

В нашем учреждении педагоги стремятся идти в ногу со временем, применяя новейшие оздоровительные технологии, такие как психофизическая тренировка, кинезиология, арт-терапия и другие.

Сегодня мы вам расскажем об использовании средств арт-терапии в нашей работе.

Наблюдая, как дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики или фигурки, ходить по нему, строить замки, я задалась вопросом: как, играя с песком, можно получить терапевтический эффект, который поможет детям справиться со своими эмоциями? Это вопрос и привел меня в удивительный мир арт-терапии, разновидность которой является пескотерапия. Система игр с песком позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства.

Можете ли вы представить себе что-либо более непостоянное, чем поверхность воды? Любое прикосновение к водной глади заставляет ее меняться. А что если взять воду в качестве холста и начать создавать картины одной жидкостью по поверхности другой? Кажется, это абсолютно невозможно. Сегодня мы с Вами окунёмся в мир неизведанного и попробуем познать тайну рисования по воде. Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде, это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Это раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами. Ведь создать два одинаковых рисунка Эбру просто невозможно. Краски послушны каждому движению руки, и кажется, что даже от дуновения легкого ветерка, движения мысли они, станут сами собой переплетаться в замысловатые узоры. Выглядит как укрощение водной стихии волей художника. Медитация в движении. Можно бесконечно следить за тем, как бесформенные капли краски обретают жизнь, превращаясь то в небывалые, волшебные цветы, то в людей, то в сюжеты из сказок. Это действо завораживает так, что забываешь обо всем на свете и можешь смотреть бесконечно. В Эбру-терапии целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. Это безопасный способ разрядки напряжения.

Терапевтический эффект арт-терапии впервые был замечен психологом и философом Карлом Юнгом, основоположником одного из направлений глубинной психологии. Основная его идея - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту истину, человек достигает состояния равновесия, уходят страх и тревога, высвобождая заблокированную энергию и активизируя возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике. Ребенок в процессе игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

2. Практическая часть.

Мы уже не первый год применяем игры с песком. В своей работе используем кинетический песок, цветную манную крупу, которые стали великолепным заменителем обычного речного песка, а также жидкие материалы, в частности молоко - для техники Эбру. Манка очень приятна на ощупь, по своим свойствам во многом совпадает со свойствами песка, безопасна в работе с маленькими детьми. Большое значение имеет и цвет песка, ученые доказали, что энергия цвета способна проникать в тело и стимулировать там гипофиз и шишковидную железу. Это инновационный материал для творчества и игр, учебного и образовательного процесса. Подходит для работы со всеми возрастными группами детей и взрослых. Играть можно прямо в группе и дети в восторге. Используя игры в педагогической работе, я решаю следующие задачи:

1. Развитие познавательных процессов, таких как восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение.

2. раскрытие уникальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

3. Формирование коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движений, пластику.

4. Стимулирование взаимодействия правого (творчество и интуиция) и левого (мышление и логика) полушарий головного мозга, так как ребенок создает рисунок двумя руками.

5. Гармонизация психоэмоционального состояния через релаксацию и медитацию.

Разнообразие способов манипуляций с материалом способствует проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации, поскольку можно многократно исправлять созданный образ.

Игры с песком и технику эбру активно включаем в занятия по развитию речи, познанию, изобразительной деятельности, а также занимаемя с детьми индивидуально. Создаем условия, чтобы ребенок не боялся активно участвовать, спрашивать, предлагать свои варианты изображения, правил. С помощью игр создаем трудности, препятствия, обучая тем самым детей вырабатывать привычку бороться и побеждать. В конце каждого занятия мы вместе подводим итоги, продумываем предстоящие игры, тем самым сохраняя интерес у детей к совместной деятельности и общению. Опираясь на идеи К. Юнга, подводим детей к пониманию, что нет ничего непоправимого, ошибки можно исправить, переделать задуманное, изменить вариант. Такой подход позволяет ребенку привести свое эмоциональное состояние в спокойствие, к разумному принятию решений.

Для повышения эффекта арт-терапии организовываем мастер-классы с родителями, где рассказываем о том, как приготовить цветной песок, о его применении в играх с ребенком. Такое взаимодействие с родителями позволяет получить положительный результат в решении поставленных задач.

По наблюдениям за двухлетний период работы с детьми 3-5 лет мы пришли к выводу, что средства арт-терапии повлияли на развитие и поддержание психического здоровья ребенка, его познавательных процессов, формирование адекватного отношения к себе, гуманного отношения к окружающим людям. По выводам психолога, рисование и игры с цветным песком помогли добиться психотерапевтического эффекта с застенчивыми, замкнутыми и тревожными детьми, которые избегают эмоциональных проявлений, боятся сделать не так, имеют страх совершить ошибку.

Считаем, что этот опыт работы может служить незаменимым помощником педагога в работе с эмоциональными, гиперактивными и беспокойными детьми.

Публикации по теме:

Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы»Игра на развитие эмоциональной сферы «Кляксы» Цель игры:развитие эмоционального интеллекта. Задачи игры:- закреплять понятие о связи цвета и настроения - дать представление о том, что.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольниковИгры для развития эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей. Дошкольники могут распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций».Использование электронного дидактического пособия на развитие эмоциональной сферы дошкольников: «Калейдоскоп эмоций». 2 слайд: Цели и задачи : - продолжать знакомство детей с основными эмоциями (радость, грусть, удивление, злость) и их выражением в мимике.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Картотека детских этюдов для развития эмоциональной сферыКартотека детских этюдов для развития эмоциональной сферы Цель – развитие эмоциональной сферы. Этюд на выражение удивления. «Фокусник» Девочка (мальчик) очень удивилась: она увидела, как фокусник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка
Опубликовано: 18 октября 2023 в 19:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование средств арт-терапии в развитии эмоциональной сферы ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД