Юлия Волосникова
Консультация «Как играть с ребенком»
С возрастом 3 – 5 лет связан расцвет сюжетно – ролевой игры. В три года, когда ребенок освоил действия «понарошку», научился выполнять ряд связанных по смыслу действий, для него открывается новый аспект игры: эти действия кому-то принадлежат. В игре ребенка появляется роль. Он как мама, «как будто» мама. Принять на себя роль – значит действовать, как кто-то, поставить себя на место кого-то другого.
Публикация «Консультация „Как играть с ребенком“» размещена в разделах
С чего следует начинать формирование ролевого поведения? Прежде всего, определенные действия, присущие определенной роли, должны быть выделены для ребенка. Самые простые взаимосвязи ролей – функциональные, где ярко выступают специфические предметные действия, присущие одной роли и направленные на другую роль. Примеры ролевых связей: мама – дочка, доктор – пациент, продавец – покупатель и пр.
Передать ребенку новые способы игрового поведения можно, только играя вместе с ним, поэтому папе или маме придётся немножко отвлечься от своих дел и составить компанию ребенку, стараясь занять на это время позицию равного партнера.
Игровые сюжеты основываются на простой связи двух ролей и включают 2 – 3 специфические для этой ролевой связи ситуации. Например, доктор меряет температуру пациенту и узнает, на что он жалуется, слушает его или делает ему укол.
После трех лет, когда ребенок уже может достаточно свободно общаться со сверстниками, надо обеспечить его средствами построения совместной ролевой игры. Это очень нужно для того, чтобы малыш мог наладить совместную игру с приятелем, пришедшем к нему в гости, с другими ребятами в детском саду. Для совместной игры важно, чтобы ребенок мог обозначить игровую роль, знать, какую роль взял партнер, уметь в ходе игры строить ролевой диалог с партнером. В этом случае неоценимую помощь оказывают игровые ситуации, заставляющие ребенка отвлечься от предметных игровых действий и действовать по роли, используя только речь. Одной из таких ситуаций является игра в «телефонный разговор». Таким образом можно моделировать разговор покупателя и продавца, водителя и пассажира и т. д.
Целесообразно предоставлять ребенку предметы, обозначающие принятую им игровую роль. Но это уже не специальные ролевые атрибуты, фиксирующие определенную роль, а ненужные взрослым предметы, которые можно приспособить для самых разных игр. Конечно, игрушки нужны дошкольнику, т. к. они ему приносят радость, но сами по себе игрушки не рождают полноценной игры. Если ребенок овладел способами построения игры, любая вещь может стать для него игрушкой, может быть приспособлена для игры.