Ольга Павлова
Консультация для воспитателей «Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?»
Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?
Перед детским садом стоит задача — научить детей свободно пользоваться родным языком в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи.
Публикация «Консультация для воспитателей „Какова, на ваш взгляд, конечная цель обучения родному языку детей дошкольного возраста?“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Речь ребенка служит надежным средством общения в том случае, если она понятна окружающим, а это зависит от последовательности, стройности и полноты выражения мысли в словах, от выбора точных слов, от чистоты и правильности произношения. В той или иной мере эти качества при благоприятных условиях вырабатываются у ребенка и в семье в результате влияния родителей, чаще всего несистематического, иногда даже непреднамеренного. В детском саду связная речь, богатство словаря, чистота произношения вырабатываются у ребенка планомерным обучением, путем применения разнообразных методических приемов.
Воспитатель развивает мышление и все стороны речи детей на том содержании, которое дает им ознакомление с окружающей жизнью: бытом семьи и детского сада, трудом советских людей, общественными событиями и явлениями, живой природой, предметным миром.
Познание ребенком окружающей действительности становится более четким, осознанным благодаря тому, что оно облекается в словесную форму, так как в языке регистрируется и закрепляется познавательная деятельность человека.
В детском саду не только учат детей свободно владеть родным языком в непосредственном общении, но и воспитывают умение вежливо разговаривать с товарищами и взрослыми в разных условиях: высказываться на занятиях, разговаривать друг с другом в повседневной жизни, отвечать на вопросы взрослых, выполнять словесные поручения, например спросить, который час, узнать, что будет на завтрак, и т. п.
Необходимо учить детей общепринятым вежливым формам речевого общения: знакомых взрослых называть по имени и отчеству, на «вы», друг друга называть ласково, по имени (Катя, Катюша, Петя, Володя и т. д.); во всех необходимых случаях использовать общепринятые вежливые формы обращения (спасибо, пожалуйста, до свидания, здравствуйте, с добрым утром, спокойной ночи и т. п.); нужно приучать детей во время разговора со взрослыми не опускать голову, а смотреть им в лицо, отвечать, разговаривать без крика, но достаточно громко, так, чтобы собеседнику было слышно, не «мямлить»; совершенно недопустима развязность ребенка по отношению к взрослым, поэтому воспитатель должен приучать детей не вмешиваться в разговор взрослых, не прерывать их речи, быть общительными и приветливыми без навязчивости.
Воспитание культуры речи тесно связано с воспитанием чувств, морального облика детей. Вежливость, культура речи должны выражать подлинное отношение к людям — дружеское расположение к товарищам, любовь к родным и близким, уважение к старшим. Дети по-разному проявляют себя в коллективе. Бывают болтливые дети, которые свободно вступают в разговор с любым человеком, но не умеют слушать других, не дают высказаться товарищам, не дожидаются вызова, требуют внимания только к их собственной речи. Подобная неупорядоченная речевая активность ребенка мешает другим и вредна для него самого.
Есть застенчивые дети, которым высказывание перед группой стоит большого морального и физического напряжения. Так, одна застенчивая девочка в ответ на ласковое, ободряющее предложение воспитательницы решилась прочитать стихотворение. Она читала стихотворение очень тихо, торопливо, опустив голову и ни на кого не глядя; когда она кончила, у нее на лбу выступил пот от напряжения, но после этого первого выступления перед группой девочка стала увереннее и смелее, она уже, не отказываясь, отвечала на занятиях.
Учитывая индивидуальные особенности поведения детей, воспитатель приучает их слушать и понимать речь взрослых, обращенную не только лично к отдельному ребенку, но и ко всей группе, запоминать то, что говорится на занятиях, слушать речь своих товарищей в играх и на общих занятиях, сдерживать себя, говорить тихо, когда другие занимаются или отдыхают. Всеми этими качествами ребенок, приходящий в детский сад, еще не обладает, воспитание их требует кропотливого и настойчивого труда педагога в течение всего пребывания ребенка в детском саду до перехода в школу.
Перед детским садом стоит еще одна важная задача: воспитать у детей интерес и любовь к художественному слову.
Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи. В дошкольные годы жизни ребенка его нужно ввести в прекрасный мир народного творчества, познакомить с лучшими книгами советских детских писателей и поэтов (русских, украинских, белорусских и других писателей братских народов, с некоторыми доступными этому возрасту произведениями классиков отечественной литературы, а также зарубежных детских писателей. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Благодаря художественной литературе, детям становится ближе и понятнее внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям, природе.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с, ним его приключения, невзгоды и победы.
Художественная литература воспитывает воображение; увлекательные образы книг вызывают у маленьких слушателей живые конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность человека воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна, и эту способность помогает развивать художественная книга. Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Отношение детей дошкольного возраста к художественной литературе выражается непосредственно и своеобразно: это любовь к слушанию сказок, рассказов и стихов, эмоциональное отношение к тому, что им читают или рассказывают взрослые.
Непосредственное чувство любви детей к художественному слову проявляется и в том, что они многократно повторяют полюбившиеся им стихи, устраивают увлекательные игры в любимых литературных героев, в сказки, отображают свои впечатления в рисунке.
Мы даем книгу в руки ребенка самого раннего возраста, поэтому нужно воспитывать у детей бережное отношение к книжке и элементарные умения ею пользоваться — рассматривать иллюстрации.
Итак, конечные задачи детского сада в обучении дошкольников родному языку : научить детей правильно говорить на родном языке в непосредственном общении с окружающими людьми (элементарным формам диалогической и монологической устной речи, воспитать навыки организованной речевой деятельности, обогащать словарь, воспитать любовь к художественному слову. Все это осуществляется воспитателем в соответствии с программой каждой возрастной группы в течение всего пребывания ребенка в детском саду.