Меньшикова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»
Консультация для педагогов
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»
К. Г. Юнг
Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам как «песочная терапия», «песчаная терапия», «игра с песком», «песочница». В настоящее время эта техника активно используется воспитателями в детских садах, специалистами в психотерапевтической, консультационной, диагностической и коррекционно -развивающей работе с детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Игровая песочная терапия в детском саду“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Игры с песком
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Методика песочной терапии может быть использована как средство сопровождения психологического здоровья больных людей, проходящих курс лечения в стационаре или амбулаторно. Её можно применять во всех учреждениях системы образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. «Игровая песочная терапия» будет эффективна при использовании выявления психологических проблем у детей, коррекция медико-социальных проблем,, коррекционно-развивающую и реабилитационную работу с детьми дошкольного возраста.
В летний период её можно использовать на участке детского сада, так как часть времени дети проводят в летний период на свежем воздухе.
В процессе работы с «Игровой песочной терапией» может и должно использоваться множество различных предметов: фигуры людей и животных, макеты зданий и сооружений, транспортных средств, предметов домашнего обихода, всевозможные абстрактные фигуры из пластмассы, фарфора, дерева, металла или любого другого материала. Важно чтобы фигуры были устойчивы к разрушению, не вызывали аллергию.
«Песочная магия» может применяться в индивидуальной и групповой формах при работе с детьми, независимо от уровня их психического развития. Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях с детьми дошкольного возраста. Строя картины из песка, придумывая и обыгрывая различные ситуации прямо в детской песочнице. Обыгрывая различные истории в песочнице, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Именно на песке можно создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам, выстраивать большие замки, горы, строить дороги, трассы по которым будут проезжать любимые детские машины. При этом дети не только воображают, представляют, фантазируют, но и реально создают и проживают игровые моменты. Например, используя фигурки доисторических животных и людей, мы знакомим ребенка с жизнью древней Земли. Выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских обитателей, совместно с детьми мы отправляемся в «подводную Одиссею». Побывать на Марсе или других планетах нам помогут камни, детали конструкторов (например, «Лего», фигурки трансформеров или космонавтов.
Познавательные игры на песке делятся на несколько видов.
1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром. Через них ребенок познает то, что рядом с нами: животных (диких и домашних, насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, город, транспорт и пр.
2. Географические игры. Здесь дети узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
3. Фантастические игры. В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность — использовать соплеменную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в «мирных», познавательных целях.
Таким образом, можно в песочнице на участке детского сада выстраивать различные постройки из песка. В конце игр с песком подвести с детьми рефлексию о получившихся постройках:
- Вам понравился процесс создания нашей постройки? Что понравилось больше всего? Почему? Что понравилось меньше всего? Почему?
- Как вы назвали свою картину из песка? Что послужило основой для названия картины?
- Какая часть постройки для вас наиболее важна или полезна? Почему?
- Вам хочется что-либо изменить в нашей работе? Если да, то, что именно и почему? Если нет, то почему?
- Узнали ли вы сегодня что-то новое, важное для себя? Если это так, хотели бы вы об этом рассказать своим друзьям и родителям?
Таким образом, задача воспитателя на этапе обсуждения - максимально содействовать в помощь детям в процессе самоосознавания. «Это ваша постройка, и только вы можете мне сказать, что это значит? Я только лишь помогаю вам понять, что вы хотели построить из песка».
Почему необходимо воспитателю помогать ребенку при постройки той или иной картинки из песка? Оказывается, что, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный ландшафт внутреннего мира на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо). У ребенка в этот момент происходит мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален, когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочную постройку, потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.
Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя под защитой, где ему все близко и понятно. И это - отражение нашего Взрослого Мира.
Таким образом, «Игровая песочная терапия раскрывает перед детьми многие свои секреты. В песочнице можно творить различные чудеса, можно творить с его помощью различных предметов и детских игрушек.
Творите, играйте, фантазируйте в песочнице вместе с детьми!