Получи документы

Конспект НОД по краеведению «Древний Псков»

Телегина Елена
Конспект НОД по краеведению «Древний Псков»

Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе

на тему: Древний Псков"

Подготовила воспитатель:

Телегина Елена Николаевна

Цель

Формирование представлений детей об истоках истории города Пскова.

Задачи

Публикация «Конспект НОД по краеведению „Древний Псков“» размещена в разделах

Образовательные: познакомить детей с историей первого поселения, занятиями псковичей; познакомить с понятиями «предки», «частокол», «Плесков», «Песков»; закрепить знания о достопримечательность города Пскова.

Развивающие: активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлении об окружающем мире, способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, развивать способность воссоздать простейшую логическую цепочку действий с помощью наглядности, активизировать и обогащать словарный запас.

Воспитательные: вызвать чувство любви и ответственности к своему родному городу, природе.

Словарь

Активный: предки, частокол, поселение

Пассивный: Плесков, Песков.

Оборудование

Мини песочница, фигурки из бумаги (изба, дикие и домашние животные, деревья, овощи, лодка, рыбки, лен, колышки. Фотографии: «Древний Псков», «Достопримечательности Пскова». Раскраски «Достопримечательности Пскова». Картонное сердце.

Научно-энциклопедическая подготовка

Предки – те, кто жили задолго до настоящего времени.

Частокол – препятствие или стена из ряда деревянных столбов высотой в несколько метров, вертикально врытых или вбитых в землю вплотную и соединенных между собой для прочности одним-двумя горизонтальными брусьями.

Поселение - место жительства группы людей, населенный пункт.

Ход НОД

Вводная часть

Сюрпризный момент. Воспитатель вносит в группу мини песочницу и предлагает с ее помощью рассказать историю.

Воспитатель: Ребята, а еще я вам принесла фотографии. Фотографии не простые – старинные! Хотите посмотреть?

Дети. Да!

(дети рассматривают фотографии)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой город изображен на этих фотографиях?

Дети: Это город Псков.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Мы видим Троицкий собор.

Воспитатель: Верно! Только эти фотографии сделаны очень-очень давно и на них запечатлен наш старинный город Псков.

Так давно, что даже не было ваших бабушек и дедушек, они еще не родились, в нем жили наши предки. А вы знаете кто такие предки?

Дети: ?

Воспитатель: Предки – это те, кто жили задолго до настоящего времени.

Ребята, а вы знаете откуда такое название – Псков?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему наш город получил название Псков, точно сказать никто не может, но существуют различные легенды. Хотите их узнать?

Дети: Да!

Воспитатель. Тогда пойдемте к нашей мини-песочнице.

(работа в мини-песочнице)

Основная часть. Создание интереса.

Воспитатель: Существует легенда, что название нашего города произошло от слова «песков».

(воспитатель ставит посередине песочницы деревянный домик)

Ребята, как вы думаете, на какое слово похоже слово– «песков»?

Дети: Это похоже на песок.

Воспитатель: Правильно! Слово «песков» означает песок. А где бывает много песка?

Дети: На реке.

Воспитатель: Ребята, а в нашем городе есть реки?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, как они называются?

Дети: Река Великая и река Пскова.

(воспитатель обозначает на песке две реки)

Воспитатель: Ребята, представьте, вы стоите на берегу реки. Что вы слышите?

Дети: Шум воды.

Воспитатель: Правильно, шум или плеск воды. Так вот, существует еще одна легенда, по которой название города Пскова произошло от слова «плесков». Как вы думаете, что означает слово «плесков»?

Дети: Слово «плесков» похоже на слово плеск.

Воспитатель: Правильно, слово «плесков» значит плеск воды, ведь наш город основан на холме между двух рек Великой и Псковы.

Но, до сих пор, точно, не известно от какого именно слова произошло название города Пскова.

Воспитатель: А вам интересно узнать, почему именно на этом месте люди решили построить город? Давайте подумаем вместе. Ребята, что мы обозначили в песочнице?

Дети: Две реки, холм.

Воспитатель: Верно. В древности вокруг холма, где поселились люди, рос дремучий лес. Давайте расставим елочки.

(выставляются макеты деревьев)

Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: Дикие животные. Перечисляют зверей.

Воспитатель: Давайте заселим животными наш лес.

(выставляются фигурки диких животных)

Молодцы! А как вы считаете, что полезного может дать человеку лес?

Дети: Ягоды, грибы, древесину, мясо.

Воспитатель: Молодцы! А что полезного может дать река?

Дети: Воду, рыбу.

Воспитатель: Назовите, какая рыба живет в наших реках?

Дети: Щука, плотва, окунь, снеток, лещ и др.

Воспитатель: Давайте запустим рыбу в наши реки.

(выставляются фигурки рыб)

Воспитатель: Видите, какое хорошее и богатое место для жизни выбрали наши предки. Да и от непрошенных гостей, холм защищают две реки.

Воспитатель. Как вы думаете, где древние люди брали пищу и одежду, ведь тогда не было магазинов? Давайте подумаем. Если вокруг лес, чем могли заниматься наши предки?

Дети: Люди в лесу охотились, собирали грибы и ягоды.

Воспитатель: Рядом две реки, чем могли заниматься люди?

Дети: Люди ловили рыбу.

Воспитатель: Река была и средством сообщения, наши предки принимали гостей из других краев и сами плавали в гости. Как вы думаете, из какого материала в старину делали лодки?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Правильно, только из дерева.

(выставляется лодочка)

Ребята, посмотрите, у нас есть еще морковь,капуста и репа. Куда мы их посадим?

Дети: В огород.

Воспитатель: А где мы сделаем огород?

Дети: Около дома.

(дети «высаживают» овощи)

Воспитатель: Молодцы! Еще, наши предки выращивали лен.

(показ репродукции льна)

Из этого растения люди делали ткань и шили одежду.

Ребята, у нас остались еще животные. Вы их знаете?

Дети: Это корова, овца, баран, свинья.

Воспитатель: Правильно. Какие это животные?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Верно. Куда мы поселим домашних животных?

Дети: Около дома.

(выставляются фигурки домашних животных)

Воспитатель: Древние люди приручили диких зверей и получили мясо, молоко. А из шерсти и шкур животных шили себе одежду.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в каких домах жили наши предки?

Дети: В деревянных.

Воспитатель: Правильно. Дома были маленькие, деревянные, врытые в землю. Людей было так мало, что они знали друг друга по имени. Можно это назвать городом?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мало людей, нет больших домов.

Воспитатель: Правильно. Это было первое, древнее поселение - место жительства группы людей, защищенное частоколом.

(показ репродукции первого поселения)

А вы знаете, что такое частокол?

Дети: ?

Воспитатель: Частокол – это высокая стена из деревянных столбов. Как вы думаете, зачем?

Дети: Защита от врагов.

Воспитатель: Да, действительно! Вокруг поселения густой, дремучий лес с дикими зверями. Да и от злых людей можно было спастись.

А сейчас, я предлагаю вам огородить наше поселение частоколом – так как это делали наши предки. Возьмите на столе «колышки» и за работу!

(работа с природным материалом)

Молодцы! У нас получился макет первого поселения псковичей!

Воспитатель: Ребята, а кто основал наш город Псков?

Дети: Княгиня Ольга.

Воспитатель: Напомните мне легенду о княгине Ольге.

Дети: Однажды, стоя на берегу реки, увидела Ольга три луча, которые сошлись в одном месте. И сказала Ольга:

- Быть здесь городу великому и славному.

И построили на этом месте главный псковский храм – Троицкий собор.

Воспитатель: Троицкий собор - это главная достопримечательность нашего города.

Дидактическая игра «Назови, что изображено».

Уточнение знаний о достопримечательностях родного города. Дети выстраиваются в круг. Воспитатель раздает им фотографии с изображением достопримечательностей Пскова. Дошкольники по очереди называют то, что изображено на фотографии, доставшейся каждому из них. Затем под музыку они передают фотографии по кругу. Когда музыка заканчивается, дети снова называют, что изображено у них на фотографии. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вижу, что любите свой город, свою малую Родину. А какие вы знаете пословицы о родине?

Дети: Рассказывают пословицы и поговорки о Родине.

Воспитатель: Дети, что я держу в руках?

Дети. : Сердце.

Воспитатель: Это сердечко олицетворяет нашу любовь к городу Псков.

Дидактическая игра «Передай сердечко-скажи словечко».

Нужно встать в круг, взять сердечко, подобрать слово для описания Пскова и передать сердечко следующему ребенку. Дети называют такие слова, как: красивый, древний, старинный, любимый, чистый, великий, родной т. д.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы ребята, много хороших слов вы подобрали о нашем городе. Скажите, а что мы с вами можем сделать для нашего города?

Дети: Следить за порядком и не мусорить, быть вежливыми и воспитанными, хорошо учиться и заниматься спортом.

Воспитатель дарит раскраски с видами достопримечательностей Пскова и предлагает их разукрасить.

Публикации по теме:

«Добро пожаловать в Древний Рим». Детям 6–7 лет о Колизее«Добро пожаловать в Древний Рим». Детям 6–7 лет о Колизее Небольшое знакомство с Древним Римом можно начать с рассказа о главных его достопримечательностях. Я хочу рассказать о Колизее – самом.

«Необычное путешествие в древний мир» — конспект сюжетно — ролевой игры«Необычное путешествие в древний мир» — конспект сюжетно — ролевой игры Ход игры. Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас в группе появился какой-то странный предмет (кость, как выдумаете, что это? (ответы детей).

«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе«Север край неповторимый». Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной группе Задачи: Образовательные: -Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры и об особенностях северного оленя. -Формировать.

Конспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Ласточкино Гнездо» Воспитатель – Белоус Кристина Викторовна.

Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское»Конспект НОД по краеведению «Мой поселок — Азовское» Пед. цель: формировать у детей понятие «Малая Родина»; расширять знания о родном поселке; воспитывать любовь к Малой Родине, гордость.

Конспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению «От Каинска до Куйбышева» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "От Каинска до Куйбышева». Цель: Обогащать и закреплять знания детей об истории.

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала» Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы «Народы Среднего Урала»(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья»Конспект занятия по краеведению «Дмитров — главный город Подмосковья» Конспект занятия по краеведению по теме: «Дмитров главный город Подмосковья» Пр. содержание: Дать детям представление о том, почему Дмитров.

Путешествие по Крыму 3. Древний ХерсонесПутешествие по Крыму 3. Древний Херсонес Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Хочу продолжить свой рассказ о Крыме. Может быть, конечно, многие уже там были,.

Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края»Конспект занятия по краеведению «История Пензенского края» В нашем детском саду проводится курс занятий по краеведению «История Пензенского края». Данный курс ведет сотрудник краеведческого музея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению «Древний Псков»
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 14:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по краеведению «Древний Псков»» (включая файлы) размещена пользователем Телегина Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД