Юлия Харламова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Составление схемы предложения. Деление слов на 2–3 слога
Цели: продолжать учить детей записывать предложение схемой, указывать последовательность слов в предложении, закрепить умения в делении слов на слоги, указывая слоги в словах, продолжать учить давать характеристику звукам.
Пособия: мяч, картина к сказке «Репка», сигнальные кружочки, бубен,карточки с предметными картинками.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе, Составление схемы предложения, Деление слов на 2–3 слога» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Игра «Какой, какая, какое?» : дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку, спрашивая: - Какая машина? (кукла, мяч, кошка и т. д.). Дети называют, например, машина красивая (пожарная, большая, грузовая и т. д.).
2. Составление предложений по картине «Репка».
- К какой сказке эта картина?
- Как вы догадались?
а) Дети составляют предложения и записывают схему на доске.
б) Один ребенок придумывает предложение, а другой – составляет схему. Дети проверяют сигнальными кружочками.
в) Воспитатель пишет на доске схему предложения, а дети составляют по ней разнообразные предложения.
- Из чего состоит предложение?
ВЫВОД: предложение состоит из слов.
3. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели! (присели на корточки)
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
4. Игра «Телеграф». По количеству удара бубна дети придумывают слова (сколько ударов – столько слогов в слове).
5. Игра «Наоборот».
Большой – маленький.
Длинный – короткий.
Ленивый – трудолюбивый.
Богатый – бедный.
День – ночь.
Свет – тьма.
Сидеть – бегать.
Высокий – низкий.
6. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает.
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
7. Характеристика звуков.
- Из чего состоят слова?
- А слоги?
- Назовите нужное слово и важное, которое словно солнце греет каждого. Какое это слово? (мир)
- Давайте произнесем слово и сосчитаем по звуковой линейке сколько в нем звуков.
М И Р (3 звука) : М – согл., И – гл., Р – согл.
а) Послушайте загадки. Ваша задача отгадать их и сосчитать звуки в отгадках.
Белый столб стоит на крыше
И растет он выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез. (Дым)
- Сколько звуков в отгадке? (3 звука)
- Какие это звуки? (Д – согл. ,зв., Ы – гл., М – согл. ,зв.)
Без расчески расчесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады. (Кот)
- Сколько звуков в отгадке? (3 звука)
- Какие это звуки? (К – согл. ,гл., О – гл., Т – согл. ,гл.)
б) «Ребусы». Воспитатель показывает 2-3 карточки с предметными картинками. По первым звукам дети должны составить слово.
Например:
ТОПОР, ОГУРЕЦ, КОРАБЛИК – ТОК
САНКИ, ОКНО, МАК – СОМ и т. д.
8. Итог занятия.