Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе «Путешествие в страну Звукляндию»

Чихунова Фатима Алиевна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе «Путешествие в страну Звукляндию»

ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение :

звуковом анализе слов, в образовании новых слов,

-в составлении предложений из двух слов, называя 1-е и 2-е,

-в графическом изображении конструкций предложений и составлении несложных предложений по схеме,

-в подборе родственных слов,

-по составлению слов по начальному слогу.

-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе „Путешествие в страну Звукляндию“» размещена в разделах

Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе

Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.

Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, кукла, указка, карточки с буквами, словами схема предложения.

Ход занятия

1. Вводно-мотивационная часть:

Вступительное слово воспитателя:

Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды.

А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.

Звуки четко произносим, слушаем внимательно,

Будем четко говорить и писать старательно.

-О чем говорится в стихотворении? ответы детей звуках)

Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.

-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)

Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.

-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки (гласные). А какие гласные вы знаете? (а. о. у. ы. и. э). Какими фишками обозначаем гласные? (красными). Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные, какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Какими фишками мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными). Давайте назовем несколько согласных звуков. Машенька попробуй! Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».

2. Основная часть.

Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.

-А вот вы мне скажите что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).

№ 1 задание. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"

Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.

"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.

"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут

"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.

Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов)

№ 2 задание "Родственные слова"

Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:

Лес (лесной, лесник, лесовик, лесничий)

Дом (домовой, придомовая, домашний, домработница)

Задание №3 Дидактическая игра "Образуем новое слово"

Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"

Гном и Дом

Жил да был весёлый гном.

Он в лесу построил … Дом.

Рядом жил поменьше гномик.

Под кустом он сделал … Домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… Домишко.

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой … Домище.

Был он стар, и был он сед,

И большой был. Домосед.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома. Домовой.

Всех встречал радушный гном,

Все любили этот … Дом.

Задание №4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете в домике гнома Звуколюба живут книги (ответы детей). Я также думаю, что у нашего гномика в домике живет не одна книга, Звуколюб очень любит читать книги. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слова КНИГА.

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно (к,нь,и,г,а)

Книга- 1-й звук – «К» твердый согласный (ставит синюю фишку в первую клеточку схемы,

кннига- 2-й звук- «НЬ», мягкий согласный (ставит зеленую фишку во 2-ую клеточку,

книига- 3-й звук – «И», гласный (ставит красную фишку,

книГа- 4-й звук- «Г», твердый согласный (ставит синюю фишку)

книга-5-й звук- «А», гласный (красная фишка,

книга- ударный гласный звук «И» (ставит черную фишку).

Какие гласные в слове книга? (и,а)

Какой ударный гласный звук? (И). Произнесем слово с ударением (кнИИга). Переставьте ударение (черную фишку) на звук «А», как теперь будет звучать слово? (книгАА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? («НЬ»). Какой 2-й твердый согласный? («Г», а какой первый твердый согласный звук? («К»).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Под грибом шалашик-домик (руки сложить "крышей"над головой,

Там живет веселый гномик (руки на пояс. повороты влево- вправо,

Мы тихонько постучим ("дождик" по голове,

В колокольчик позвоним (прищелкивание пальцами).

Двери нам откроет гномик (ладони внутренней стороной обращены к лицу, затем разводим руки в стороны, имитируя открытую дверь,

Станет звать в шалашик-домик (махи руками по направлению к себе).

В домике дощатый пол (ладони обеих рук вместе, внутренняя сторона обращена вниз,

На полу дубовый стол ( имитация стола: левая рука сжата в кулак, правая лежит сверху,

Рядом стул с высокой спинкой (изображают стул из ладоней,

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят (хлопки руками,

Угощенье для ребят (разводят руки в стороны).

Задание № 5

Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда. Куклы- это знакомые Звуколюба.

Он придумал для нас очень интересное задание с куклами. Знакомьтесь это -Кукла НИНА. Давайте ее рассмотрим. Какая она?

Дети: Красивая, нарядная, большая, любимая, хорошая и т. д.

Воспитатель: А теперь Катя подойдет ко мне дает ей куклу и объясняет, что она будет словом «НИНА», а Маша – словом «НАРЯДНАЯ».

Воспитатель: Девочки встаньте рядом и по очереди обращается к детям и спрашивает, какие они обозначают слова (НИНА, НАРЯДНАЯ).

Воспитатель обращается к детям всей группы : Давайте скажем, что получится, если произнести эти слова друг за другом (Нина нарядная).

Воспитатель: Правильно. Получилось предложение Нина нарядная.

Воспитатель: А давайте поменяем местами слова. И посмотрим, что же у нас получится?. Дети- слова меняются местами, получается новое предложение Нарядная Нина. Дети назовем 1-е и 2-е слово.

Воспитатель: А ты теперь Оля будешь словом «МИЛАЯ», а Маша –слово «Нарядная» проходит на свое место. Дети говорят, какое предложение получилось (Милая Нина) и называют 1-е и 2-е слово.

В. А теперь поиграем: Игра- задание детям –словам. Выйдет слово Нина, слово Милая подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина милая. Выйдет слово Нарядная подойдет к слову Нина, чтобы получилось предложение Нина нарядная и т. д. с использованием других детей-слов.

№ 6 задание. Игра "Четвертое лишнее"

Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов :

слон - стол - сумка - карандаш

книга - кошка - портфель - компас

обруч - тетрадь - ослик - облако.

На доску помещается изображения отгаданных слов.

-Карандаш, портфель, тетрадь это все. (назвать обобщающим словом - школьные принадлежности)

№ 7 задание. "Составление предложений по схемам"

Выполнив предыдущее задание, Звуколюб убедился, что мы умеем находить слова. И теперь он спрятал их в схемах. Посмотрите на них внимательно и скажите, что могло быть здесь зашифровано.

(Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).

Затем предлагается составить схему к предложенному предложению (1 ребенок работает у доски) : "Скоро наступит теплое лето".

3. Рефлексивный этап:

- Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи. На память он оставляет Вам карточки с буквами и предлагает Вам составить слова, которые вам нравятся.

Последующая работа:

1. Рисование на тему: «Рисуем домики для жителей страны Звукляндии»

2. Выставка рисунков

3. Чтение художественной литературы

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепить правильное произношение звуков -д-дь-. Задачи: 1. Развивать фонематическое восприятие через упражнения в определении начального.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Слыша и Буковки» Задачи: Уточнять артикуляцию.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте «Звездный час» в подготовительной к школе группе Захарова Н. В Программное содержание: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания детей о звуках, звуковом составе слова;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу азбуки» для детей подготовительной к школе группы Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы. Цель: автоматизация правильного.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Развлечение по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Знаний» Программные задачи: Формирование осознанного отношения к слову, технических и графических навыков письма. Развитие мелкой моторики рук.

Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе «Путешествие в страну Звукляндию»
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 09:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе «Путешествие в страну Звукляндию»» (включая файлы) размещена пользователем Чихунова Фатима Алиевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД