Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»

Марина Каландарова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды деятельности : коммуникативная, познавательно – исследовательская,

продуктивная, игровая.

Методы и приё мы:

наглядные (показ, демонстрация);

словесные (художественное слово, беседа, вопрос – ответ);

педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые;

здоровьесберегающие технологии: физкультминутка

Цель:

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

Задачи:

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“» размещена в разделах

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать творческий потенциал детей, через нетрадиционные методы рисования солью.

Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, сказок, знакомство с приметами, пословицами, поговорками о соли, дидактическая игра «Попробуй на вкус», беседы о происхождении, добычи, применении соли, сюжетно – ролевая игра «Семья», проведение опытов – экспериментов по определению свойств соли, поиск информации по теме в интернет ресурсах, библиотеке, в справочниках, энциклопедиях, проектная деятельность ребёнка с родителями.

Оборудование: загадки о соли и цветах; халаты, нарукавники, шапочки, поролоновые губки, мешочки с солью, глубокие тарелки, подносы, салфетки, листы бумаги с изображением цветов – на каждого ребёнка; 2 пол- литровые и 1 литровая банки, 2 сырых яйца; цветная соль для рисования, клей ПВА; синие и жёлтые кружочки на каждого ребёнка для оценки занятия.

Ход занятия:

Доброе утро я вам говорю.

Доброе утро - я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям прикоснёмся ладошками к их ладошкам.

У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.

Ребята, давайте представим, что наш музыкальный зал превратился в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (учёные).

Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты. Согласны? А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.

Загадка про соль : «Что в воде родится, а воды боится» (дети предлагают свои ответы).

Соль нельзя назвать обычным веществом, потому что ее свойства удивительные и судьба очень интересна. Как вы думаете, когда возникла соль?

Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.

Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.

Другая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.

Следующая версия. Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.

Так люди впервые пробовали соль.

Соль считалась большой добычей и очень ценилась.

Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её. Вот так соль и вошла в жизнь человека.

Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.

-А вы знаете, где находится соль?

Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей.

Добыча соли была крайне трудным делом. В соленых озерах, под горячими лучами солнца вода испарялась и исчезала. Образовывалась соленая вязкая масса, которую выкладывали лопатами на большие листы, и солнце вновь принималось за работу. Когда вся вода из соли испарялась, то образовавшуюся соль можно было использовать по назначению. Соль разъедала руки в кровь, а жаркое солнце утомляло людей. Но несмотря на эти трудности соль все добывали и развозили по разным странам, где на верблюдах, где на лошадях, а где и морем – на кораблях. Соль в древности считалась самым дорогим сокровищем. Она была дороже золота.

А как вы думаете, почему соль считалась дороже золота? Добывать ее было очень трудно. Без золота можно прожить, а без соли нет. А как вы можете доказать, что соль необходима? Где ее можно применять? ( Ответы детей: солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед).

А как добывают соль в наши дни? Об этом нам расскажет Артём Л. (презентанция проекта).

Физминутка

Быстро встаньте – улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну – ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали

Раз – два, раз – два,

Экспериментировать нам пора.

Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и опытным путём продолжить изучение свойств такого удивительного вещества, как соль. (Дети надевают одежду учёных-халаты, нарукавники, шапочки). Присаживайтесь за столы.

Ребята, вы сказки любите? Сейчас я хочу рассказать вам сказку – загадку.

Слушайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов, при работе с солью :

1. Не трогать руками глаза;

2. Соблюдать тишину;

3. Не толкать соседа во время работы;

4. Сначала посмотри, а потом повтори;

5. Выполни и положи на место.

И так внимание.

Опыт 1.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нёс поролон, а который нёс соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. Проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).

Опыт 2. «Подводная лодка из яйца».

Цель: подвести детей к пониманию, что солёная вода тяжелее пресной.

Ход опыта : воспитатель показывает детям 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполняет чистой водой и опускает в неё сырое яйцо. Дети определяют, что в пресной воде яйцо тонет.

Во вторую банку наливает крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опускает туда второе яйцо и определяют, что в солёной воде оно плавает.

Воспитатель подводит детей к осмыслению, почему в солёной воде легче плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Воспитатель опускает на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посредине раствора.

Когда опыт будет проведен, можно показать фокус. Подливается солёная вода – яйцо всплывает. Подливается пресная вода – яйцо тонет. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод: солёная вода тяжелее пресной воды.

Опыт 3. Творческая работа

Тема «Волшебные рисунки» (рисование солью, смешанной с цветными мелками).

Цель: познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества, вызвать интерес к изображению новым способом рисования.

Ход опыта:

Воспитатель загадывает загадки про цветы:

Хоть не зверь я и не птица,

Но сумею защититься!

Растопырю коготки -

Только тронь мои цветки! (Роза)

Вася в класс принес цветы

Небывалой красоты.

Лепестки как из пластмассы

У цветов Василия.

Дайте поскорее вазу,

Он поставит. (Лилии)

Тот цветок давно в Россию

Завезён из дальних стран.

Алый, стройный и красивый,

Называется. (Тюльпан)

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза.

В своих веточках (Мимоза)

Тонкий аромат,

Принц, аристократ,

Весною появляется,

А как он называется? (Нарцисс)

Пышный куст в саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых -

Белых, розовых, бордовых! (Пион)

Из нарядной яркой чашки

Угощаются букашки. (Цветок)

Отгадав загадку, дети получают листок с изображением отгадки. Аккуратно обводят рисунок клеем (необходимо примерно разделить рисунок по цветам, а затем посыпают его цветной солью и ждут несколько секунд. Остатки соли нужно высыпать на поднос. Аккуратно посыпаем каждую часть рисунка! И наслаждаемся результатом!

Итог:

Ребята мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней. Что вы можете рассказать про соль. Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Оцените свою работу на занятии. Если у вас сегодня было хорошее настроение, и у вас всё получилось, поставьте на мольберт кружочек жёлтого цвета, а если у вас возникли трудности во время занятия – кружочек синего цвета.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 22:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Каландарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД