Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Осень. Деревья осенью»

Ирина Бердюгина
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Осень. Деревья осенью»

Цель: Речевое и познавательное развитие детей в рамках работы по лексической теме «Осень. Деревья осенью»

• Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме «Осень. Деревья осенью»;

• Упражнять в подборе существительных к глаголам, прилагательных к существительным;

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста „Осень, Деревья осенью“» размещена в разделах

• Продолжать формировать умение отгадывать загадки (находить ключевые слова, словосочетания, предложения в загадке позволяющие её отгадать);

• Актуализировать полученные знания об артикуляционно-акустических характеристиках звуков речи;

• Продолжать развивать общую, мелкую моторику, слуховое и зрительное

• Продолжать развивать умение двигаться в соответствии с темпом и характером музыкальных композиций.

• Воспитывать интерес к природе нашего края;

• Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга, работать в коллективе.

Материал: картинки с изображением деревьев (дуб, осина, клён, липа, берёза, ива, рябина, ель, осина); листочки, мяч, тетрадь на каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Тучи нагоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Волны поднимает.

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Черная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

(Дождь)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

(Лужа)

Время года отгадай

Собирают урожай,

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

(Осень)

- Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия. Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

- Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени? Первый месяц осени сентябрь. Какой месяц наступит после него? После сентября наступит октябрь. Какой месяц завершает осень? Завершает осень ноябрь.

- Правильно. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днем в солнечные дни. Помните, буквально два дня назад было так тепло, что мы с вами гуляли в кофточках. Хотя по вечерам уже достаточно холодно. Что за явление вы могли наблюдать на прогулке?- Ребята, вы сказали, что листья осенью желтеют и опадают. А как называется явление, которое происходит осенью с листочками.

- Правильно, листопад.

Игра «Приметы осени»

- А какие приметы осени вы знаете? Мы проверим, поиграем в игру «Приметы осени». Посмотрите на картинки и назовите приметы осени, назовите их.

- А как называется осеннее явление, при котором падают листья с деревьев? Правильно, листопад.

- Ребята, а теперь давайте расскажем об осени. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, встаньте со своих стульчиков:

Пришла осень (обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно (обхватить себя руками и поежиться)

Дует ветер (вытянуть руки вверх и покачаться)

Начался листопад (показать руками, как падают листочки)

Идет дождь (пальчиками постукивать о ладошку)

Дыхательное упражнение “Листопад”.

- Давайте, покажем, как ветер сдувает листочки, получается листопад.

Дети кладут листочки на ладошки и сдувают их. Делают глубокий вдох носом, выдох ртом.

- Скажите, что делали листочки, когда мы на них дули? (ответы детей)

Игра "Назови дерево"

- Ребята, а теперь посмотрите на картинки деревьев и назовите, как они называются скажите?

- Деревья бывают лиственные и хвойные. А почему лиственные деревья так называют? (почему хвойные)

- Ребята давайте посмотрим на доску и назовем лиственные деревья. (Береза, липа, осина, клен, тополь, ива, рябина). А теперь хвойные деревья. (Ель, сосна).

Упражнение «Хлопушки».

- Давайте поиграем в игру «Хлопушки» : прохлопаем слова-названия деревьев и определим, какое слово самое длинное, а какое – самое короткое. Каждое слово состоит из частей. Длинное слово состоит из нескольких частей – хлопков, а короткое – из одной части, одного хлопка.

Дети совместно с логопедом выполняют задание и определяют, длинные и короткие слова по количеству хлопков.

Затем логопед просит каждого ребенка прохлопать слово-название дерева и определить, сколько частей в слове.

Д/игра «Подбери слова – признаки».

- Ребята давайте посмотрим на деревья и подберем красивые слова, как можно сказать про деревья? Какие они? Например, береза какая?

Береза (какая) –… стройная, белоствольная, кудрявая

дуб (какой) –… могучий, мощный, крепкий, выносливый

рябина –… тонкая, нарядная, красивая

клен – …резной, красивый, кудрявый, тенистый

липа – …красивая, липкая, лечебная

ива –… раскидистая, плакучая

ель, сосна (какие) –… вечнозеленые, колючие, душистые, хвойные.

Д/игра «С какой ветки детки?».

-Ребята, а теперь давайте посмотрим на листочки и определим, с каких деревьев опали эти листья?

- Этот лист с какого дерева? Значит он какой?

с березы – березовый лист

с осины – осиновый лист

с дуба – дубовый лист

с липы – липовый лист

с клена – кленовый лист.

Пальчиковая гимнастика “Осенние листья”.

Логопед. Дети, приготовьте свои ручки, сделаем зарядку для пальчиков.

1, 2, 3, 4, 5 – (загибают пальчики)

Будем листья собирать: (сжимают, разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины, (загибают пальчики по одному)

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем”

Работа в тетради.

3. Итог занятия.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья»Дидактическая игра по формированию лексико-грамматического строя речи для детей дошкольного возраста «Моя семья» Цель – создать условия для формирования лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Задачи: - учить детей составлять.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Осень. Деревья осенью»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 12:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста «Осень. Деревья осенью»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бердюгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД