Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада «Знакомство со звуком [ш]»

Оксана Калмыкова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада «Знакомство со звуком [ш]»

Тема: Знакомство со звуком «Ш»

Программное содержание: Закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного звука и находить место звука в слове.

Материал к занятию: у детей на столе картинки с изображением шапки, мишки и душа. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Ход занятия

Воспитатель:

На занятии будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай … (не перебивая).

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада „Знакомство со звуком [ш]“» размещена в разделах

Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать,

Если друг стал отвечать

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Воспитатель: Вижу, что все готовы заниматься. Но сначала подготовим наш артикуляционный аппарат, сделав гимнастику.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,

По сравнению с ним мы худые (втягиваем щеки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперед).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередные надувания щек – губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы).

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой).

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперед – назад).

Вкусный был завтрак - мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Проходим за столы.

Воспитатель: Что это?

Слышится аудиозапись «Караул», «караул».

Воспитатель: В каких случаях кричат «караул»? (Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду).

Воспитатель: Верно, ребята. Наверно кто-то попал в беду и ему нужна помощь.

Воспитатель находит письмо и читает его содержание.

Текст письма

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

Воспитатель: А какой звук попал в беду вы догадаетесь сами, послушав стихотворение С. Я. Маршака. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим, читаем)

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

Воспитатель: На какие две группы делятся звуки? (звуки делятся на согласные и гласные)

Воспитатель: Чем отличаются гласные от согласных? (при произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия)

Гласные тянутся в песне звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Аленку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные – согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не могут они петь.

Воспитатель: Верно, ответили на вопросы. Теперь внимательно слушайте стихотворение.

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Воспитатель: Какой в этом стихотворении чаще всего вы слышали звук? (звук «Ш»)

Воспитатель: Правильно. О ком это стихотворение? (это стихотворение о мышонке)

Воспитатель: Какой мышонок? (Мышонок смешной)

Воспитатель: Что он ответил маме? (шуршать он будет тише)

Воспитатель: Кто автор этого стихотворения? (автор стихотворения С. Я. Маршак)

Воспитатель: Мы уже с вами выучили несколько стихотворений это автора, в которых искали звуки. Кто помнит, какие стихотворения мы учили?

«Паровоз»

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

«Жук»

Жук упал и встанет не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь я еще раз вам прочитаю стихотворение про мышонка, а вы слушаете внимательно и запоминаете слова, в которых встречается звук «ш».

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Воспитатель: Какие вы услышали слова со звуком «Ш»? (шепчет, шуршишь, спишь, тише, мышонок)

Воспитатель: Какой звук «Ш» гласный или согласный? (звук «Ш» согласный)

Воспитатель: Звук «Ш» твердый или мягкий? (это твердый звук)

Воспитатель: Да, ребята, звук «Ш» - это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними фишки для обозначения звуков)

Воспитатель: Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков)

Воспитатель: Какие звуки живут в красном домике? (в красном домике животу гласные звуки)

Воспитатель: Какие звуки живут в синем домике? (в синим домике животу согласные звуки)

Воспитатель: В какой домик мы поселим звук «Ш»? (звук «Ш поселим в синий домик, так как он твердый согласный звук)

Воспитатель: Я называю слова, а вы, услышав звук «Ш», хлопните в ладоши.

Слова: Шуба, кошка, кот, лягушка, ворона, карандаш, цветы, мышь, камыш, заяц, малыш, стол, бабушка, мишка, стол, шапка, сумка, шторы, зеркало, шкаф, диван.

Физкультминутка «Мышонок» (движения выполняются в соответствии с текстом)

Прыг – да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг – скок – скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинке и определим позицию звука «Ш» в слове (обозначаем начало, середину или конец с помощью фишек).

У детей на столах картинки с изображениями «мишка», «шапка», «душ».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Девочкам надо выбрать картинки, в которых звук «Ш» стоит в начале слова, а мальчикам, где звук «ш» находится в середине слова.

Воспитатель: Девочки, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (одежда)

Воспитатель: Мальчики, как можно назвать одним словом картинки, которые вы нашли? (животные)

Воспитатель: Ребята, какой звук мы сегодня искали? (мы искали звук «Ш).

Воспитатель: Что вы можете про него сказать? Какой он?

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Самоанализ занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Поздравительная открытка»Самоанализ занятия по обучению грамоте в подготовительной группе детского сада «Поздравительная открытка» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада «Знакомство со звуком [ш]»
Опубликовано: 24 октября 2021 в 15:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада «Знакомство со звуком [ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Калмыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД