Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»

Дарья Дряглева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»

Тема: «Звук [и] и буква И»

Цель: обучение дошкольников 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи грамоте.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

познакомить детей со звуком [и] и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);

познакомить с буквой Ии.

Коррекционно-развивающие:

развитие крупной моторики, мелкой моторики;

развитие артикуляционной моторики;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И] и буква „И“» размещена в разделах

развитие у детей фонематических процессов;

закрепление понятия «слово», «гласный звук»;

развитие навыка чтения и звукового анализа слов;

развитие моторного праксиса, просодических компонентов языка.

Воспитательные задачи:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, активности, инициативности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Игровое упражнение «Настроение».

Логопед: здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа, обними соседа слева,

обними соседа справа, обними своих друзей. Вместе жить нам веселей.

2. Сюрпризный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед: дети, посмотрите, к нам на занятие сегодня пришла наша кошечка по имени Ириска. Ириска знакомится вместе с Вами со звуками и буквами нашего алфавита. Отгадайте загадки и вы узнаете, с каким звуком сегодня очень бы хотела познакомиться Ириска.

Логопед: Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это верно был

Никакой не крокодил,

А индюшек верный друг.

Кто же это? Он…

Дети: индюк.

Логопед: И у папы есть,

И у мамы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух сказать.

Дети: имя.

Логопед: правильно, ребята. С какого звука начинаются все отгадки?

Логопед: правильно, во всех этих словах общий первый звук [и]. Вы уже догадались, о каком звуке мы поговорим на занятии?

Ответы детей.

Логопед: правильно, сегодня мы вместе с Ириской познакомимся с буквой И, которая обозначает звук [и]. Тем ребятам, которые будут стараться выполнять задания правильно, отвечать красиво, полными предложениями, наша гостья подарит в конце занятия призы.

I. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».

Логопед: ребята, для того, чтобы все звуки произносить красиво, правильно, чётко, что нам необходимо выполнять?

Дети: гимнастику для губ и язычка.

Логопед: правильно. Давайте сейчас покажем Ириске, как мы уже умеем делать гимнастику для язычка. Возьмите зеркала и повторяйте движения за мной.

В домике этом красные двери, (Похлопать губами)

Рядом с дверями белые звери. (Постучать зубами)

Любят зверюшки конфеты и плюшки. (Облизать губы языком)

В этом домике дружок, (Рот открыть, несколько раз показать узкий язык)

Живёт Весёлый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

Наш Весёлый язычок (Узким языком поочерёдно дотрагиваться до уголков рта)

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперёд, (Узкий язык выдвинуть вперёд)

Тут немного отдохнёт.

Приоткрыл язык окно, (Губы в улыбке, зубки видны)

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся, (Язык присосать к нёбу.)

Широко нам улыбнулся,

А потом пошёл гулять,

На крылечке загорать. (Широкий язык положить на нижнюю губу)

На крылечке полежал,

На качели побежал. (Языком потянуться к носу и подбородку)

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.

2. Артикуляция звука.

Логопед: молодцы, ротики мы к работе подготовили. Давайте теперь все вместе произнесем звук [и].

Логопед: дети, посмотрите внимательно, в каком положении находятся губы, язык, зубы, когда мы произносим этот звук?

Дети: губы в улыбке. Язык спокойно лежит на дне рта – домика. Зубы сближены, но не сомкнуты.

Логопед: какой же красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо становится добрым. Наши губы растягиваются в улыбке. Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух?

Дети: легко, свободно.

Логопед: есть ли преграда?

Дети: воздух не встречает преграды.

Логопед: если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным. Каким цветом мы обозначаем гласные? В каких домиках живут у нас гласные звуки?

Ответы детей.

Логопед: посмотрите, ребята, каким символом мы будем обозначать звук [и].

3. Игра «Внимательные ушки».

Логопед: киска хочет поиграть с вами в одну хорошо знакомую вам игру. В этой игре вам нужно будет быть очень внимательными. Я сейчас буду произносить разные звуки, а вы должны будете поднять символ звука [и], если услышите этот звук. Справитесь? Ну, тогда слушайте!

А, у, у, о, и, э, н, р, п, и, е, я, о, а, и, и.

Логопед: молодцы! А теперь задание посложнее. Я буду произносить вам слоги и слова, если услышите звук [и], поднимите символ звука.

ом, уф, им, ур, ат, ит, ык, ар, иу, сом, кит, ананас, индюк, овощ, туфли, бант, бинт, утка, ириска, иголка.

4. Упражнение «Молчанка».

Логопед: Ириска поняла, что ушки у вас внимательные. Ведь звук [и] легко вы смогли отличить от других звуков. Стало интересно Иволге, а внимательные ли у вас глазки? Давайте сейчас мы покажем нашей птичке, какие внимательные у вас глазки. Я буду называть звуки про себя, а вы угадайте, какие звуки я произносила.

1. Беззвучное артикулирование звуков.

«а» - рот широко открыт,

«и» - губы улыбаются,

«у» - губы трубочкой,

«о» - рот похож на овал.

2. Беззвучное артикулирование звуковых сочетаний.

Логопед: а сейчас я назову про себя несколько звуков, а вы скажите, какие звуки я назвала? «ау», «аи», «уа», «иу».

5. Физ. минутка «Тише-громче».

Логопед: ребята, Ириска заметила, что вы устали. Она хочет с вами немного поиграть. Вставайте со стульев. Если Ириска прыгает низко – присядьте на пол и пропойте звук [и] тихим голоском, а если она прыгает высоко – прыгните вверх и пропойте этот звук очень громким голосом.

6. Игра «Прятки».

Логопед: ребята, звук [и] любит в словах прятаться, давайте его поймаем. Посмотрите на рисунки. Что вы на них видите? Какой звук вы слышите во всех этих словах? А в каком месте в слове может спрятаться звук [и]?

Ответы детей.

Логопед: Как обозначаются схемы слов? Как изображается звук И в словах?

Дети: В виде белых прямоугольников. Красным квадратом.

Логопед: назовите слово, где звук И находится в начале (ива). Обозначим его место на схеме слова. Назовите слово, где звук И находится в конце (коньки). Обозначим его место на схеме слова. Назовите слово, где звук И находится в середине (лист). Обозначим его место на схеме слова.

7. Знакомство с буквой И. Работа в рабочих тетрадях.

Логопед: дети, расскажите Ириске, чем отличаются звуки от букв?

Дети: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.

Логопед: ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква И. Звук [и] на письме обозначается буквой И. На что похожа эта буква?

Ответы детей.

Логопед: ребята, а из скольких палочек состоит эта буква?

Дети: из 3.

Логопед: обратите внимание, что две палочки – длинные, а другая – короткая.

Логопед: давайте пропишем букву И в «воздухе».

Логопед: а сейчас возьмите палочки и сложите букву И.

Дети выполняют задание.

Логопед: найдите букву И на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку красным карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь звук [и] мы обозначаем красным цветом.

III. Итог занятия.

1. Рефлексия.

Логопед: наше занятие подходит к концу. Кто скажет, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Дети: мы говорили о звуке [и] и букве И.

Логопед: Кто приходил к нам в гости? С какого звука начинается имя киски?

Логопед: какой это звук? Каким цветом мы обозначаем звук [и]?

Логопед: давайте теперь попрощаемся с Ириской.

2. Оценка деятельности детей.

Логопед: вы все хорошо потрудились на занятии. Нашей гостье так понравилось, как вы работали, как вы старались на занятии выполнять задания, что она не смогла оставить вас без гостинцев. Она оставила вам картинки с её любимой буквой. На этом наше занятие закончилось. До свидания, ребята!

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 08:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Дряглева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД