Татьяна Горшкова
Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты детей подготовительного к школе возраста с ОВЗ «Проделки Буквоежки»
Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты детей подготовительного к школе возраста с задержкой психического развития «Проделки Буквоежки»
Цель: обобщить знания детей о звуках, буквах, слогах, словах.
Обучающие задачи:
закреплять знания детей в различении понятий «звук», «буква», «слог», «слово»;
Публикация «Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты детей подготовительного к школе возраста с ОВЗ „Проделки Буквоежки“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
закреплять знания о гласных. согласных, твёрдых, мягких, звонких глухих звуках;
закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука;
формировать умение делить слова на слоги, определять их количество;
формировать навыки чтения слогов с твёрдыми и мягкими согласными звуками, чтения слов.
Коррекционные задачи:
развитие мышления;
развитие памяти;
развитие внимания;
развитие графических навыков;
развитие речи.
Воспитательные задачи:
воспитание интереса к родному языку;
воспитание умения работать в коллективе.
Развивающие задачи:
развитие фонематического слуха;
обогащение словарного запаса.
Оборудование: компьютер, магнитная доска, предметные картинки («Двусмыслица», «Скажи наоборот», символы гласных звуков, гласные буквы, демонстрационное пособие «Два братца», корзинки синего и зелёного цвета, грибочки со слогами, слоги на магнитах, разрезное слово, карточки со словами для определения количества гласных букв, карточки с «испорченными» буквами, маркеры, алфавит.
Ход занятия
Сегодня нас пригласила к себе в гости царица Грамота. (На экране изображение с нарисованной сказочной страной). Но добраться до нее нелегко. Чтобы попасть в её царство, необходимо выполнить несколько заданий. Вы уже много знаете, и я думаю,что со всеми заданиями вы справитесь.
На наших занятиях по обучению грамоте мы с вами знакомимся с буквами и звуками. Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки слышим, а буквы видим)
Но вот иногда случается беда, к нам приползает жук Буквоежка и портит буквы. Вот посмотрите, что он опять натворил.
(Исправить испорченные буквы)
Зачем же нам нужны буквы? (Чтобы составлять слова)
Придумайте слова на буквы, которые у вас получились.
(Дети называют слова)
Слова бывают разные. Есть слова, которые имеют противоположные значения.
(Игра «Скажи наоборот»)
Есть слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы
(Игра «Двусмыслица»)
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790024.jpg)
Когда мы пишем и читаем, то слова состоят из букв. А слова, которые мы произносим состоят из чего? (Из звуков)
Какие звуки бывают? (Гласные и согласные)
А какими бывают согласные? (Твердыми и мягкими)
(Игра «Назови братца» по твёрдости-мягкости)
Какие звуки в нашем Буквограде живут на улице громкой? (Звонкие.) А на тихой? (Глухие)
(Игра «Назови пару» по глухости-звонкости)
Сколько гласных звуков? (шесть)
Сколько гласных букв? (десять)
Я буду показывать символ, а вы называйте звук. А теперь возьмите по одной букве и поставьте ее рядом с символом. Буква Я, а звук А. Буква Ё, а звук О. Буква Е, а звук Э. Буква Ю, а звук У.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Все конспекты Конспект занятия по подготовке к освоению грамоты детей подготовительного к школе возраста с задержкой психического развития Проделки Буквоежки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790242.jpg)
У нас есть друзья. Твёрдый звук и мягкий звук. («Два братца»)
Твёрдый звук дружит с буквами А,О,У,Ы,Э
Мягкий –с буквами Я,Ё,Ю,И и Ь.
Вам нужно разложить грибочки со слогами в корзинки. Если вы услышите твёрдый звук, то в какую корзинку положите гриб? А если мягкий?
(Дети читают слоги и раскладывают в корзинки)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Цель обобщить знания детей о звуках буквах слогах словах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790301.jpg)
(Игра «Рассыпалось слово»).
Рассыпалось слово,
Как семечки в грядке.
Составить слова
Помогите, ребятки.
Давайте попробуем из этих слогов составить слова
(Дети составляют слова на магнитной доске)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Знакомимся с буквами и звуками Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790333.jpg)
Какие слова у нас получились? (Короткие) Почему? (Потому что в них мало гласных букв). Если звуков много, то слово - длинное, а если мало, то слово - короткое.
Придумайте длинное слово. Назовите короткое слово.
Садитесь за столы. Прочитайте слово. Подчеркните гласные буквы красным цветом. Справа в овале напишите цифру, обозначающую количество слогов. Сколько букв? Сколько слогов? В слове столько слогов, сколько гласных букв.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Все конспекты Обучение грамоте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790371.jpg)
(Дети читают по очереди слова, подчеркивают гласные, вписывают цифру)
А наш жук опять набезобразничал. Он в словах съел нужные буквы, и подписал другие. Я вот читаю и ничего не понимаю.
(Игра «Буква заблудилась»)
Закричал охотник: «Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!»
Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка).
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку (точку).
Я тоже хочу поставить точку в нашем путешествии. Но мне кажется, что мы ещё не везде навели порядок. Буквы то разбежались, и нужно расставить их по порядку.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Звуки буквы слоги ОВЗ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790415.jpg)
Какое слово получилось? Давайте прочитаем? (МОЛОДЦЫ)
Вы сегодня молодцы. Царица Грамота пропускает вас в своё царство и дарит грамоты с алфавитом. Они очень полезные и пригодятся вам, когда вы пойдете в школу.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Конспекты занятий НОД Подготовительная группа Работа с Особыми детьми](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-346984-1576790452.jpg)
Вы стали настоящими грамотеями. Я вами горжусь.