МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»

Анна Сергеевна Филиппова
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Публикация «Консультация для педагогов „Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: (слайд №2)

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества;

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду : (слайд №3)

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Принцип развивающего образования (системности и последовательности); Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

(4 слайд) Виды детского труда :

самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

Дети в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность :

(5 слайд) Самообслуживание детей в возрасте 3-4 лет сосредоточено на следующих задачах:

- развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);

- воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);

- стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);

- поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;

- обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

(6 слайд) Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В младшей группе мы учим детей осваивать базовые навыки, такие как:

- аккуратно складывать игрушки;

- помогать сервировать стол;

- сгребать сухие листья на игровой площадке;

- убирать лопатками снег.

(7 слайд) Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

(слайд №8) Приёмы трудового воспитания

В ходе работы по трудовому воспитанию педагог может использовать самые разнообразные приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы

Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми:

наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии;

рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках;

демонстрация:

выбора инвентаря или инструмента;

способа организации рабочего места;

последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы

Словесные приёмы помогут в воспитании даже самых маленьких дошколят :

рассказ воспитателя, пояснения и советы;

беседы

Чтение художественной литературы

В детской литературе обыграно и описано большое количество поучительных историй: К. Чуковский «Федорино горе», Б. Заходер «Все работы хороши», А. Лопатина «Золотая иголочка»; В. Маяковский «Кем быть» и т. д.

Игровые приёмы

Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

Практические приёмы

К ним относятся:

совместное с ребёнком выполнение трудовых операций;

поэтапная самостоятельная работа детей.

Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

На воспитателя, работающего с дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи Одним из важных принципов технологии реализации различных программ дошкольного образования является совместное с родителями воспитание и.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективыСовременные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 07:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сергеевна Филиппова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД