Папки-передвижки

Консультация для родителей и педагогов «Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребенка»

Скрипова Наталья
Консультация для родителей и педагогов «Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребенка»

Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребёнка

Дети настолько разные. Некоторые очень любят прыгать, качаться, кружиться. Но не торопите снимать детей с качелей. Организм безумно умная штука. И старается помочь себе самостоятельно.

На логопедическом обследовании логопед может спросить: «Как ваш ребенок ориентируется в пространстве? Часто ли падает или не замечает углы?». Многие родители удивятся и искренне не поймут, как это может быть связано с речью?

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребенка“» размещена в разделах

За ориентацию в пространстве отвечает вестибулярная система, которая работает сообща с проприоцептивной, зрительной системами.

Начинает развиваться вестибулярная система, по научным данным, задолго до рождения ребенка : на 21-й день после зачатия. Развитию этой системы способствует двигательная активность будущей матери, её сердечный ритм, дыхание. Это сенсорная система, которая координирует вход практически всей сенсорной информации в мозг. Вестибулярная система имеет связи с областями мозга, которые отвечают за внимание и создание последовательностей действий в пространстве и во времени. Поэтому прямо или косвенно она влияет практически на все, что мы делаем. Люди. У которых есть вестибулярные нарушения, сталкиваются со всеми видами когнитивных проблем. У детей вестибулярные дисфункции чаще бывают врожденными, но никто о них не догадывается. К счастью, мозг ребенка очень пластичен и многие дисфункции корректируются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но на это уходит время, поэтому вестибулярные нарушения у детей обычно вызывают задержку двигательного развития : позже сел, пополз, пошел. Ребенок, который вынужден жить и развиваться, имея вестибулярные нарушения, с большой вероятностью столкнется с трудностями в следующих областях:

• Распознание букв, их формы и ориентация на листе, чтение, письмо;

• Планирование и выполнение движений;

• Управление артикуляционными мышцами;

• Ориентировка в пространстве;

• Суждение о глубине, высоте, весе, силе, скорости, дистанции;

• Суждение о времени, чувстве времени;

• Социальное взаимодействие;

• Чувство самости.

В возрасте до года:

• Позже, чем другие дети, начинает держать голову, сидеть, ползать;

• Мышечный тонус повышен или понижен;

• Плачет, когда берут на руки;

• В возрасте 12 месяцев еще не ходит без поддержки;

• Плохо жует.

В дошкольном возрасте:

• Говорит значительно хуже, чем ровесники;

• Неуклюжий;

• Беспокойный, гиперактивный или заторможенный;

• Натыкается на предметы, плохо ощущает границы своего тела;

• С трудом осваивает новые навыки;

• Путает лево и право;

• Не замечает, что надел футболку задом наперед или перепутал левый ботинок с правым;

• Боится высоты;

• Боится темноты.

В школе:

• Нечетко говорит;

• Не может спокойно сидеть на уроке;

• Плохо читает;

• С трудом осваивает счет;

• Не может списывать с доски;

• Неуспешен в общении с другими детьми;

• С трудом запоминает учебный материал;

• Не умеет или «не любит» кататься на двухколесном велосипеде.

Из-за скрытых дисфункций вестибулярной системы такие учебные навыки, как: ориентирование на листе бумаги, прослеживание глазами, списывание с доски, поднимание и опускание головы, запоминание последовательности букв и цифр, ориентирование во времени, чтение и письмо, формируются с большим трудом. Трудности в обучении возникают именно из-за вестибулярной системы. Школьники, ученики обычных школ, не справляются с программой. А ведь все думают, что они просто ленятся. Исследования показали, что вестибулярные нарушения являются причиной и тяжелого нарушения речи. Многие нарушения развития детей – дислексию, дисграфию, СДВГ – можно объяснить вестибулярными нарушениями.

Джин Айрис, создатель методики сенсорной интеграции, в своих исследованиях выявила, что основа нормальной работы нервной системы, зависит от состояния вестибулярной сенсорной системы. Многие исследователи, наряду с Джин Айрис получили данные о том, что у части детей с языковыми нарушениями есть также вестибулярные дисфункции. Джин Айрис рекомендовала включать в занятия с неговорящими детьми вестибулярные упражнения, так как многим детям легче удерживать внимание на лице взрослого, когда их ноги стоят на неустойчивой поверхности, и это так же способствует развитию понимания речи и их речевая активность увеличивается. Результатом снижения вестибулярной системы может стать, нарушение артикуляции и задержка речевого развития. У детей, имеющих вестибулярные нарушения так же нарушена переработка слуховой информации. Таким детям нужна терапия, которая направлена одновременно на обе дисфункции – слуховую и вестибулярную. Логопеды заметили, что когда они занимаются с детьми на качелях, а не за столом, речь и вестибулярная функция начинают одновременно улучшаться. Более того: даже если ребенок с нарушениями развития речи по каким-то причинам не получает помощь специалистов, возможность спонтанно двигаться всегда улучшает его способность выражать свои мысли с помощью слов.

Таким образом: вестибулярная стимуляция способствует увеличению вокализаций у неговорящих детей. Чем сильнее выражена задержка речевого развития ребенка, тем больше помогает вестибулярная стимуляция на занятиях с логопедом. Вестибулярная система регулирует мышечный тонус, а значит влияет на артикуляцию. Дети с вестибулярными нарушениями могут хуже усваивать смысл новых слов, так как при движениях головы зрительные объекты для них теряют свою стабильность.

Влиять на данную систему может методика вестибулярной стимуляции, с помощью которой обеспечивается восприятие и анализ пространственной информации.

Признаки вестибулярной дисфункции

1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)

1.1. Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)

1.2. Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»

1.3. Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним

1.4. В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет

1.5. Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска

1.6. Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки

1.7. Боится отрывать ноги от земли

1.8. Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям

1.9. Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной

1.10. Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)

1.11. В младенчестве не любил (а) детских качелей или прыгунков

1.12. Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)

1.13. В младенчестве не любит переворачиваний на живот

1.14. Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим

1.15. Боится действий, требующих хорошего равновесия

1.16. Избегает быстрых или вращательных движений

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)

2.1. Постоянно двигается, никогда не стоит на месте

2.2. Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения

2.3. Обожает, когда подбрасывают вверх

2.4. Может часами кружиться и не испытывать головокружения

2.5. Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений

2.6. Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами

2.7. Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу

2.8. Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью

2.9. Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;

2.10. Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой

2.11. Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)

3. Слабый мышечный тонус и/или координации

3.1. Имеет слабое, «вялое» тело

3.2. Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом

3.3. С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)

3.4. Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела

3.5. Быстро устаёт

3.6. Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы

3.7. С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости

3.8. С трудом удерживает равновесие при начале падения

3.9. С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы

3.10. Не ползал в младенчестве

3.11. Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок

3.12. Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т. д.)

3.13. Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т. д.

3.14. Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т. д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет

3.15. Испытывает трудности при лизании мороженого

3.16. Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие

3.17. Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения

Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.

Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:

-балансировочная доска;

-балансировочный стул;

-фитболы;

-конус;

- бочка.

Как тренировать вестибулярную систему

В идеале нужно начинать тренировать вестибулярную систему ребенка еще до рождения, пока плод находиться в матке. В это время под воздействием движений мамы малыш получает первый опыт взаимодействия с гравитацией. И этот опыт начинает формировать его мозг. Вестибулярные тренировки должны стать частью вашей обычной повседневной жизни. Тренировки должны быть приятными и безопасными для ребенка, потому что вестибулярная стимуляция может приносить и неприятные ощущения. И еще: важна активность и мотивация самого ребенка, а не ваши действия, совершаемые НАД ребенком. Поэтому придется подумать, как сделать так, чтобы ему это понравилось.

Необязательно использовать какой-то готовый комплекс, придумайте свои упражнения, основанные на особенностях и вкусах именно вашего малыша или ребенка с которым вы работаете.

О чем необходимо помнить, продумывая тренировки?

1. Вестибулярная система работает, когда мы совершаем быстрые движения головой. При этом голова может двигаться вместе со всем телом: например, мы съезжаем с горки или качаемся на качелях. Или можно совершать быстрые движения только головой: кивать, качать из стороны в сторону, а тело оставлять в неподвижности. Упражнения, основанные на движениях головы можно выполнять только в том случае, если у ребенка нет проблем с шейными позвонками и нарушений кровоснабжения шеи и головы. Если есть сомнения, необходимо до тренинга провести диагностику – УЗДГ и УЗИ шеи.

2. Последствия вестибулярной стимуляции могут проявляться не сразу, а через несколько часов. Это могут быть полезные последствия: например, после вестибулярной нагрузки ребенку в течении 2-3 часов легче концентрироваться на учебных заданиях. А могут быть и неприятные последствия: результаты вестибулярной стимуляции могут дать о себе знать через несколько часов – ребенка вырвет или у него закружиться голова. Наблюдайте и делайте выводы.

3. С помощью вестибулярных упражнений можно менять уровень активации нервной системы ребенка – повышать или снижать. Как повысить уровень активации? Если ребенок вялый, безучастный и не реагирует на ваши попытки заинтересовать его занятием, покрутите его на качелях, резко меняя направление движения. Для этих целей подойдет офисное кресло на колесах или качели, которые подвешиваются на одном крючке, - качели на веревках, качели-мешок. Внимательно наблюдайте за выражением лица ребенка, он не должен испытывать неприятных ощущений. Вы поймете, что уровень активации повысился, когда ребенок начнет смеяться или вокализировать. Если ребенок говорит вам «хватит» или как-то по-другому сигнализирует, что нужно остановиться, - немедленно прекращайте стимуляцию. Если нет качелей и кресла можно использовать обычный плед, если ребенок не слишком тяжелый. При помощи еще одного взрослого можно раскачивать ребенка в пледе, как в гамаке: взрослые держат плед за два конца. Есть еще вариант, ребенок садится на плед, который лежит на полу, взрослый работает лошадью- бегает по комнате, меняя направление, и тянет за собой плед с сидящим на нем ребенком. Если есть желание усложнить упражнение, попросите ребенка не держаться за плед, а вытянуть руки в стороны.

Если ребенок перевозбужден и нужно понизить уровень активации нервной системы, то подойдут медленные и ритмичные движения: раскачивание в гамаке или в том же пледе без смены направления.

4. Вестибулярные упражнения нужно делать регулярно длительным курсом. Вестибулярные упражнения необходимо выполнять до 20 минут ежедневно без перерывов в течение 4 месяцев.

5. При выполнении упражнений удобно использовать метроном, чтобы задавать ритм и темп движений. Можно купить механический метроном или скачать приложение для телефона.

6. Занятия барабанами – это тоже стимуляция вестибулярной системы, но с помощью низкочастотных звуков.

Если у ребенка есть выраженные вестибулярные дисфункции, не стоит сразу предлагать ему сложные упражнения на балансировочной доске (мозжечковая стимуляция). Начните с очень простых упражнений для вестибулярных органов.

Упражнения: движения головой

Будем крутить и качать головой вместе с ребенком, так как вестибулярная система реагирует на изменения положения головы в пространстве. Время выполнения каждого упражнения – 1 минута (сначала даже меньше – по состоянию ребенка, постепенно можно дойти до двух минут.

Упражнение уровня 1 – двигать головой из стороны в сторону со скоростью два движения в секунду и при этом смотреть на мишень размером 2 см, которая расположена на расстоянии вытянутой руки от глаз ребенка. В качестве мишени могут быть маленькие картинки, наклейки, буквы, цифры. Если ребенок умеет читать, то он может читать книгу вслух, не прекращая движения головой. Когда у ребенка легко получаются упражнения этого уровня, можно переходить к следующему уровню.

Упражнения уровня 2 – то же самое, двигается и голова и мишень.

Как это делать? Нарисуйте на подушечке своего указательного пальца рожицу. Вытяните руку вперед, сложите в кулак все пальцы кроме указательного и держите рожицу на уровне своих глаз. Не спускайте глаз с рожицы и начинайте быстро двигать головой из стороны в сторону, как будто вы говорите «нет», - это будет упражнение уровня 1. Теперь попробуйте двигать не только головой, но и рукой, чтобы ваш палец с рожицей тоже перемещался из стороны в сторону в противофазе с головой. Пытайтесь по-прежнему не сводить взгляд с рожицы – это упражнение уровня 2.

Эти упражнения и их вариации необходимо включить в повседневную жизнь ребенка и выполнять в общей сложности по 20 минут в день. Если у ребенка ГИПОреактивность вестибулярной системы, улучшений можно ожидать уже через 6 недель ежедневного выполнения упражнений. Если ГИПЕРреактивность то через 20 недель.

Упражнения: движения всем телом

Если по каким-то причинам не получается выполнять упражнения головой, нужно выполнять необходимую вестибулярную стимуляцию, совершая движения всем телом вместе с головой. Такие виды активности также могут прекрасно дополнить упражнения уровней 1 и2.

Для тренинга подойдут следующие упражнения:

• катание на санках или роликовой доске с горки у которой широкий прямой скат;

• раскачивание на качелях в виде бревна вперед-назад;

• прыжки на батуте;

• катание у папы на плечах (особенно если папа будет бежать вперед или прыгать на месте);

• подпрыгивание на гимнастическом мяче;

• резкое подтягивание вверх на веревке и опускание вниз ребенка, который висит в скалолазной обвязке;

• катание по прямой линии на роликовой доске или скейте, лежа на животе и отталкиваясь руками от пола;

• катание на гироскуторе вперед-назад (это упражнение для старших детей без выраженных нарушений баланса);

• карусели;

• горка со скатом в виде спирали;

• кресло-качалка;

• качели, которые могут менять направление движения;

• гамаки;

• вращение в билибо (это такой пластиковый тазик-балансир);

• вращение в офисном кресле;

• вращение ребенка, который висит в скалолазной обвязке;

• катание на всем, что перечислено в предыдущем списке, но с резким изменением направления движения.

Как дозировать эти упражнения? Нужно внимательно наблюдать за состоянием и самочувствием ребенка. Смотрите на выражение лица: если вы видите, что он явно доволен, можно продолжать, а вот если улыбка становится больше похожей на гримасу ужаса – пора останавливаться.

Помните также, что вестибулярная стимуляция продолжает действовать на ребенка еще 3-4 часа. Поэтому важно не перестимулировать.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги.

Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка»Консультация для родителей и педагогов «Роль баскетбола, пионербола и волейбола в развитии ребенка» Я очень люблю спорт. Но особенно играть в волейбол, пионербол,баскетбол. И когда к нам приезжают дети, которым не противопоказаны по.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка»Консультация для родителей «Роль строительной игры в развитии ребенка» Я б в строители пошел,пусть меня научат! Особое место среди игр дошкольников занимают строительные игры. Ведь строительная игра — прежде.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребенка»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 19:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Роль вестибулярной системы в речевом развитии и обучении ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Скрипова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД