Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью»

Жузлова Олеся Александровна
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью»

Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает познавательная деятельность). Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей, для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью“» размещена в разделах

Для особых детей существуют специальные программы воспитания и обучения, по которым работают олигофренопедагоги, дефектологи, коррекционные педагоги и другие специалисты. Об особенностях развития и воспитания детей с умственной отсталостью читайте ниже.

Кратко об умственной отсталости

Развитие ребенка с УО

Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы и др. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня). Не стоит путать умственную отсталость с задержкой психического развития. Во втором случае коррекционная работа специалистов показывает, как правило, очень хорошие результаты, ребенок возвращается в нормативные рамки развития, согласно возрасту.

Развитие детей с УО с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки и др., познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление и др.).

Дошкольная образовательная программа для детей с УО, помогает развивать познавательную сферу таких детей, расширяет их представления об окружающем мире, помогает поэтапно овладевать трудовыми навыками, начиная с самообслуживания. Дети с УО (легкая и умеренная форма) способны овладеть основным содержанием образовательных программ. При условии, что с ними будет работать группа специалистов, которые прошли профессиональную переподготовку. Например, такие курсы – «Дошкольная олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» с присвоением квалификации «Педагог по работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

В отличие от нормотипичных детей, у детей с УО нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети с УО не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл. Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети с УО часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития, не могут наладить нормальное отношение, проявляют агрессию (например, из-за желания самоутвердиться).

Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, формировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Особенности развития игровой деятельности

Развитие ребенка с УО

Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду и др.). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками.

У детей с УО предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер, действия с ними носят неадекватный характер. К шести годам все большее место в игре начинают занимать процессуальные действия, но игра, по-прежнему, носит предметный характер.

Коррекционная работа специалистов помогает формировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.

Особенности развития познавательной деятельности

Развитие ребенка с УО

Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает, работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала и др. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д.

У детей с УО дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку, не формируется целостный образ.

Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с УО – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет и др. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей с УО.

Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами.

У детей с УО речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети с УО могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимать обращенную к ним речь. Страдает связность речь, согласование между членами предложения, грамматическая оформленность, семантическое наполнение.

Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи и др.

Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей имеет несколько основных направлений. Выделим два из них – музыкальное и изобразительное развитие.

Музыкальное развитие детей с УО помогает формировать слуховое внимание и восприятие, стимулирует речевую деятельность, запоминание, внимание, координацию движений, чувства ритма. Изобразительная деятельность помогает упорядочивать и фиксировать знания об окружающем мире, развивает познавательную деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность является основой для продуктивной деятельности ребенка с УО. Без специального обучения продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью в отличие от нормотипичных детей, возникнуть не может. Это касается и развития ребенка, в общем.

Без должной коррекционной работы, специального обучения, развитие ребенка с УО протекает с отклонениями. Темп развития замедляется, познавательные процессы, основные виды деятельности оказываются несформированными. Чем больше копится этих отклонений, тем хуже для ребенка, он остается беспомощным и беззащитным перед окружающим его миром.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги для детей с умственной отсталостью в развитии «Лягушка-квакушка» Цель: изготовление поделки из бумаги Задачи: - формировать умение складывать пополам лист бумаги, складывать углы в разных направлениях;.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы»Конспект занятия по рисованию для детей с умственной отсталостью «Красивые бусы» Тема: " Красивые бусы" Программное содержание: 1. Изобразительная задача: Формировать умение изображать предметы круглой формы. 2. Техническая.

Конспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостьюКонспект занятия по рисованию с использованием штампа «Скачет зайка в белой шубке» с детьми с умственной отсталостью Тема: " Скачет зайка в белой шубке" Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой в рисовании Задачи: - учить передавать в рисунке.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью»
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 18:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью»» (включая файлы) размещена пользователем Жузлова Олеся Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД