Папки-передвижки

Консультация для родителей «Формирование экологического сознания у дошкольников»

Инна Андрианова
Консультация для родителей «Формирование экологического сознания у дошкольников»

Консультация для родителей

Тема: «Формирование экологического сознания у дошкольников»

Актуальность: Формирование экологического сознания дошкольниковчрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Публикация «Консультация для родителей „Формирование экологического сознания у дошкольников“» размещена в разделах

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей. Общая цель программы воспитания в МДОУ– личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе. В процессе деятельности детей формируется личность ребенка.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие.

Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе.

Задачи:

формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

формировать навыки культуры поведения в природе;

• расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;

• расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

Наш детский сад находится в непосредственной близости от родника «Сердце города» и речки Мокрая Буйвола, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.

В детском саду и в группах создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя уголок живой природы, календарь природы, научно-исследовательский уголок.

Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы. В старших и подготовительных группах оборудованы уголки для экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).

Определены формы и методы работы с детьми.

Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

«Почему?» - этот детский вопрос часто приходится слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагоги используют в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Как показала практика метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Проекты, реализованные нами в ходе работы:

«Чудо- водичка»- группа раннего возраста;

«Птицы- наши друзья»- вторая младшая группа;

«Времена года»- средняя группа;

«Вода- наша жизнь»- вторая младшая группа;

Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д.

Целевые прогулки и экскурсии:

• к роднику «Сердце города»;

• в парк;

• к фонтану;

• к речке Мокрая Буйвола.

Приходя с детьми к близлежащему роднику и речке, невольно стали замечать, что там бывает много мусора, ведь территория у родника и речки любимое место отдыха местных жителей. Ухудшение экологического состояния водоемов и окружающей среды - в настоящее время наиболее обсуждаемая тема в средствах массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме мы вместе с детьми решили организовать экологические акции. Перед проведением экологической акции мы вместе с детьми издаем листовки с обращением к взрослым, буклеты, а также плакаты, призывающие к бережному отношению взрослых к водным источникам и окружающей природе. Проведение акций способствует формированию навыков коммуникативного общения.

Всероссийские экологические акции :

«День птиц»;

«День Земли»;

«Каждой птичке- кормушка» и др.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги могут стать тематические дни – одно из действенных средств воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему миру, воспитывают любовь к природе родного края.

Тематические дни:

«Всемирный день защиты животных»;

«Синичкин день»;

«Всемирный день водных ресурсов» (День Земли);

«Всемирный день окружающей среды» :

«Международный день заповедников и национальных парков» и др.

Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс. Родители принимают активное участие в акциях, проектах проводимых в МДОУ «ДС № 30». Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса.

При организации различных форм работы с детьми в данном направлении мы привлекали следующие социальные структуры: районная библиотека МУК «БИБС», МОУ СОШ № 6, которые оказали нам информационную помощь.

Работа по данной системе дает положительный результат. Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.

Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников«Сбережем природу». Дидактическая игра с применением технологии моделирования по развитию экологического сознания дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ Одной из глобальных экологических проблем нашей планеты является загрязнение окружающей среды. Мусора накопилось так много,.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Консультация «Воспитание положительного отношения к труду в процессе экологического образования дошкольников» Мы живем в обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды-одна из самых актуальных. Почти все дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Формирование экологического сознания у дошкольников»
Опубликовано: 31 декабря 2022 в 16:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Формирование экологического сознания у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Андрианова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД