Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»

Ольга Курашенко
Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не промокли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Публикация «Мастер-класс „Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно? в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

- Я надеюсь, что процесс будет двусторонним, и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания. Это объясняется в первую очередь тем, что речь независимо от содержания входит в практически любую деятельность человека на протяжении всей его жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который регламентирует развитие речи детей в дошкольных образовательных учреждениях, то есть на развитие речи выделена целая образовательная область, регламентированная, но при этом свободная для творческой инициативы воспитателей.

Проводя работу с детьми, я ориентируюсь на главные задачи развития речевой активности, указанные в ФГОС ДО. К этим задачам прежде всего относятся:

* овладение речью как средством общения и культуры (способность правильно применять речь при общении и усвоении новых знаний, * обогащение активного словаря (развитие словарного запаса детей, * развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (умение говорить связно, интонационно правильно, * развитие речевого творчества (составление связных небольших простых текстов, * знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов и др.

Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Но при этом следует учитывать, что невозможно развивать речь ребенка, не включая ее при этом в какую-либо деятельность. Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия

В настоящее время выделяют несколько видов детской деятельности, которые способствуют развитию речевой активности детей :

• Игровая деятельность

• Познавательно – исследовательская деятельность

• Художественная деятельность

• Музыкальная деятельность

• Восприятие художественной литературы

• Трудовая деятельность

• Образовательная деятельность

Игровая деятельность. Каждому воспитателю известно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка – дошкольника, а также действенный способ обучения детей, основанный на умении педагога вызвать детский интерес.

Развитие речевой активности в ходе игры зависит от ее вида. В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок использует выразительные средства речи : интонацию, громкость, темп, эмоциональную окрашенность, звукоподражание и др. Дети являются носителями определенной роли, которой стараются соответствовать с помощью речи. Они учатся планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций и словесно описывать свои действия.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий, пополняют свой словарный запас, то есть их речь заметно обогащается. Они запоминают названия геометрических тел, усваивают пространственные отношения, развивают диалогическую речь в процессе взаимодействия друг с другом. Очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для детей дошкольного возраста игры-эксперименты. В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас, улучшается грамматический строй их речи, развивается связная речь.

Познавательно-исследовательская деятельность. Развивать речь ребенка, не включая ее в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. В процессе познавательно-исследовательской деятельности происходит обогащение активного словаря детей, формируется их чувственный опыт во время непосредственного взаимодействия с предметами, явлениями окружающей среды и людьми. Кроме того, дети учатся проявлять самостоятельность в своем познавательно-речевом развитии, поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов во всех видах собственной деятельности.

Художественная деятельность развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, полученные от воспитателя. После занятия по рисованию можно обсудить с детьми их работы, попросить описать свой рисунок или придумать краткий рассказ на основе выполненной работы. Все это поможет выработать у ребенка не только фантазию, но и связную, последовательную, интонационно правильную речь.

Значительную роль в развитие речи играет музыкальная деятельность. Обучение пению проходит с трех сторон, то есть оно подразумевает работу над дыханием, дикцией и постановкой голоса. Совместно с этим решаются и такие речевые задачи, как совершенствование голосового аппарата для пения и речи дошкольника, вырабатывание культуры выразительного исполнения, формирующего речевую выразительность, выявление навыка сольного пения, закладывающего основу монологической речи ребенка и развитие ладового чувства, музыкальной интонации, которые открывают способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы. Усвоение художественной литературы и фольклорного творчества играло и играет первостепенную роль в речевом развитии детей, хотя большинство современных дошкольников предпочитают яркие, эмоционально насыщенные мультфильмы и детские сериалы. Очень хорошо развивает речь разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок, чтении книг. Таким образом, у ребенка формируется умение слышать, понимать речь, обогащается словарный запас, развиваются монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.

Трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности : дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др., развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Образовательная деятельность. Одним из основных средств речевого развития является обучение - целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Важную роль играют любые занятия, направленные на обучение тому или иному навыку.

Создание благоприятной и комфортной обстановки в группе отлично способствует протеканию процессов, направленных на развитие речи дошкольника. Грамотная, четко поставленная, эмоционально окрашенная речь педагога является немаловажным фактором, поскольку дети чаще всего учатся с помощью подражания взрослым, с которыми они проводят длительное время.

Образовательные стандарты, направленные на регламентирование речевого развития детей дошкольного возраста, предполагают, что в данном возрасте закладывается речевая основа ребенка, которая в дальнейшем поможет ему достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, и самое главное, заложить у ребенка предпосылки грамотности. Невозможно развивать речь дошкольника, не включая ее при этом в какой-либо вид деятельности. Вместе с тем практически любой вид детской деятельности, требующий словесного сопровождения, способствует развитию речевой активности.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, а это является решающим условием для развития и становления личности.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности. И хочу сегодня представить их Вам.

Итак, начнем мы с вами с мимики, т. к. мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

Игра «Эмоции». Воспитателям раздаются изображения «лиц» с разными эмоциями. Каждый из них по очереди изображает разное выражение лица, все остальные должны догадаться и назвать эмоцию (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Игра с предметом «Звуковая эстафета»

Передавая друг другу мяч, называть слово, в котором звук (н) – твердый и стоит в середине слова.

Слова: ванна, луна, банка, фонтан, сено, бант, кнут, окно.

Игра «Покупки»

Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с) и (сь)

Слова: сыр, соль, селедка, сок, семга, сервелат, семечки, сахар…

Игра «Любопытный»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

Игра «Смысловые пары»

Назовите ассоциации к словам:

Самолет-пилот, поезд-машинист, курица-яйцо, птица - перышки, зайка- морковка, кошка – мышка, ножницы – бумага, художник – краски, цветы- ваза, кондитер – пирожные.

Игра «Доскажи словечко»

Задание: вспомните героев любимых сказок и отгадайте про них загадки.

• Коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке (не Иван, а Емеля)

• Дернуть за веревочку –такой для входа код. Съел бабушку и внучку голодный серый… (не Кот, а Волк)

• В Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого… (не Волк, а Кот в сапогах)

• Озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну… (не Малыш, а Карлсон)

• Волка не пускают, Волка братья злят, крепкий дом построен у троих… (не козлят, а поросят)

• Плетью бьет всех, кто шалит, мучит кукол… (не Айболит, а Карабас)

• Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она… (не бегемота, а Лягушки)

• Лягушка со стрелою – печальная картина. Женой квакушка станет теперь для… (не Буратино, а для Ивана-царевича)

• Из полена Карло вырезал фигурку, существо ожившее он назвал… (не Снегуркой, а Буратино)

• У попа работник родом из крестьян, за щелчки работать нанялся… (не Иван, а Балда).

Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы должны ответить на него полным ответом, используя слова «потому что». И так, начнем.

Игра «Почемучки».

• Почему улетают птицы?

• Почему зимой нельзя купаться?

• Почему весной тает снег?

• Почему летом не носят шубы?

• Почему люди берут зонты?

• Почему пришел врач?

• Почему деревья мокрые?

• Почему мяч катится?

• Почему ребята не едят яблоки?

Игра «Скажинаоборот»

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч и произносим слово. Возвращающий мяч, называет слово, противоположное по значению.

- Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Игра "Почему? Да потому что…"

На задаваемые вопросы надо обязательно отвечать- «Потому, что» :,также можно проводить игру с мячом.

- Почему улетают птицы?

- Почему нельзя купаться зимой?

- Почему снег тает?

- Почему люди берут зонты?

- Почему вызывают врача?

- Почему засыхают цветы?

- Почему мяч катится?

- Почему летом не носят шубы?.

Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем.

2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое - нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Ласковые слова для мамы»….

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Су-Джок терапия сказка «Ежик»

Нам понадобятся небольшие шарики с шипами (в идеале шарики для Су-Джок)

Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику) : Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке).

И решил он однажды навестить своих друзей. Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони). Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша. Обрадовался ежик и спрашивает Копатыча:

- «Куда ты идешь?»

- «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз- грибок (зажать шарик в ладошке, два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони). Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?»

- «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикосаемся шариками к кончику пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул.

Также для разминки пальчиков можно использовать игры с карандашом, которые у нас всегда имеются под рукой (лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники не только для развития речи, но и для подготовки руки ребенка к письму, развитие сенсорных впечатлений, а так же способствуют усидчивости. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребенком.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности»Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности» Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развитие у.

Консультация для педагогов ДОО «Организация различных форм работы с родителями в соответствии с ФГОС» Шесть лет назад во всех образовательных учреждениях были внесены нормативные изменения. Это связано с выходом в свет нового образовательного.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 14 января 2024 в 18:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Курашенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД