Папки-передвижки

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Эльвира Антонова
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

«Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Сенсорное развитие – фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает информацию об окружающем мире, формирует представления о себе, о пространстве, узнает о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации полученной информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям. В коррекционной работе с детьми, у которых выявлены психофизические нарушения, следует использовать специальные методы. Один из них – метод сенсорной интеграции.

Публикация «Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

В чём заключается метод сенсорной интеграции.

В основе данного метода предположения, что успешность умственного, физического и психического развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Было установлено, что стимуляция базовых чувств: зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития ребёнка воздействуют на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции. Посредством движений ребёнок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира - это развитие интеллекта. Таким образом, сенсорная интеграция - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств: осязания обоняния, зрения, слуха, вкуса, вестибулярного аппарата, проприоцепции. Затем интерпретирует и организует полученный ответ в целенаправленную деятельность. То, как ребёнок перерабатывает информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Незначительные нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на формирование навыков обучения и общения.

Как организовать работу с детьми.

Сенсорная интеграция, необходимо для движения, говорение и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые 7 лет жизни организации сенсомоторных процессов идёт должным образом, ребёнку потом легче осваивать интеллектуальные и социальные навыки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Если развитие сенсомоторных процессов нарушено, то у детей наблюдается двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой и левой сторон, слишком высокий или низкий уровень активности, расстройства мышечного тонуса, поиск определенных ощущений (в виде гиперактивности). Так же дети могут демонстрировать слабую двигательную координацию, чрезмерную чувствительность к звукам, прикосновениям, трудности концентрации внимания, социальные и эмоциональные трудности.

Использование элементов метода сенсорной интеграции позволит решить целый спектр проблем у детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы определить направление коррекционной работы, необходимо провести диагностику с помощью специального сенсорного оборудования.

Тесты для диагностики сенсорной интеграции

Тест № 1 «Ходьба по лестнице»

Тест помогает выявить гравитационную неустойчивость. Попросите ребенка подняться и спуститься по лестнице. Наблюдайте за тем, как он это делает: приставным шагом или поочередно меняя ноги.

Тест №2 «Цапля»

Попросите ребенка развести руки в стороны и встать на одну ногу (для младшего дошкольного возраста). Сделать тоже самое, но с закрытыми глазами – для среднего дошкольного возраста. Развести руки в стороны с закрытыми глазами на ограниченной плоскости или на возвышении (для старшего дошкольного возраста).

Тест № 3 «Ловля мяча, отбивание мяча»

Этот тест позволяет выявить нарушения проприоцептивной и вестибулярной систем – нарушение координации. Детям младшего дошкольного возраста предложите поиграть в мяч – понаблюдайте, ловят ли его руками. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны не только ловить мяч, но и суметь отбить мяч одной рукой от пола.

Тест №4 «Прямая линия»

Тест на выявление нарушения координации. Начертите мелом прямую линию и предложите ребенку пройти по ней (для младшего дошкольного возраста). Для среднего и старшего дошкольного возраста - выполнить это упражнение на возвышенной поверхности с мешочком на голове.

Для дальнейшей работы с детьми необходимо подобрать упражнения с использованием специального сенсорного оборудования.

Примеры упражнений для коррекции психофизических нарушений

Упражнения с утяжеленным одеялом.

Такое одеяло снижает тревожность и позволяет максимально расслабить тело, восстановить функции восприятия себя и своего тела, помогает уменьшить статику и выровнять эмоциональный фон. В процессе телесного расслабления ребёнок чувствует себя в безопасности, что очень важно при работе с тревожными и агрессивными детьми.

Упражнение «Объятия мамы»

Включите спокойную тихую музыку. Накройте ребенка одеялом или полностью заверните его и уложить на ковёр чтобы усилить проприоцептивные ощущения, с легким усилием поглаживайте ребёнка в одеяле.

Упражнения с сенсорным чулком.

Упражнения в сенсорном чулке развивают мышцы, действуют на вестибулярную и тактильную системы ребенка - помогают быть ловким и подвижным. Чулок оказывает давление на руки и ноги, заставляя их сопротивляться - стимулирует проприоцептивную систему.

Упражнение «Дерево».

Предложите ребенку вспомнить, как растёт дерево. Попросите его встать в сенсорный мешок и натянуть его на себя с головой.

Педагог-психолог: представь что ты семечко, я тебя сажаю в землю. Ты изображаешь семечко - садишься на пол, свернувшись в клубочек. Я буду за тобой ухаживать, поглаживать и поливать тебя, а ты будешь медленно подрастать. Когда я тебя поливаю, ты из клубочка садишься на колени, натягиваешь на себя снизу чулок и выпрямляешься в настоящее, большое, красивое дерево.

Упражнения на балансире.

Эффективный тренажер для детей со сниженной активностью вестибулярной системы. Балансир - это деревянная дощечка или пластиковый диск, на котором дети учатся держать равновесие. Неустойчивая поверхность балансира требует одновременно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации.

Список литературы:

1.«Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении» /под ред. Ж. М. Глозман. – изд «Генезис», 2017 г

2. Справочник педагога-психолога №9 2018

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психическихункций.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 23 января 2022 в 22:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Антонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД