Инесса Тимошечкина
Открытое занятие «Курский край-соловьиный край»
Методическая разработка
«Курский край – соловьиный край»
Подготовила: музыкальный руководитель
МКОУ «Детский сад «Родничок»
Тимошечкина И. В.
Щигры 2017
Тип занятия : освоение новых знаний
Цель занятия : формирование первичных знаний о русской народной культуре Курской области.
Задачи:
• сформировать понятие «Русские народные инструменты»;
Публикация «Открытое занятие „Курский край-соловьиный край“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• познакомить детей со старинными инструментами Курской области;
• рассказать о жизни и творчестве Н. В. Плевицкой;
• приобщать детей к русской народной традиции;
• воспитывать любовь к музыке родного края;
• нарабатывать навыки работы в коллективе;
• охарактеризовать особенности музыки Курской области.
Вид занятия : занятие на основе групповой технологии
Образовательные технологии:
• развивающая технология;
• практическая технология;
• информационно-коммуникативная технология.
Методы:
• метод звуковой и зрительной наглядности;
• анализ;
• метод диалога;
• рефлексия.
Средства обучения: картинки с изображением инструментов, портреты Н. В. Плевицкой, музыкально-техническое оборудование, музыкальные примеры: музыкальное оформление упражнения «Топотушки», звучание жалейки, свистульки и кугикл, звуки пения соловья, аудиопримеры песен Н. Плевицкой «Ну быстрей летите кони», «Лучинушка», нотное приложение песни «Ой, там на горе».
Структура занятия :
1. Организационный этап 3 мин.
Приветствие, постановка цели и задач занятия 1 мин.
Музыкально-ритмические упражнения 2 мин.
2. Актуализация знаний 10 мин.
Проверка знаний, полученных на прошлом занятии (знакомство с народными инструментами). Игра «Узнай инструмент» 10 мин.
3. Первичное усвоение новых знаний 12 мин.
Изучение нового материала 7 мин.
• Знакомство с творчеством Н. В. Плевицкой. Прослушивание аудио примеров 7 мин.
Распевание и разучивание новой песни 5 мин.
• Распевка «Мы весёлые ребята» 1 мин.
• Знакомство с песней «Ой, там на горе» 4 мин.
4. Игровой момент 3 мин
Проведение игры «Мы плясали» 3 мин.
5. Рефлексия 2 мин.
Подведение итогов занятия. Проверка приобретённых знаний. 1 мин.
Награждение сладкими призами 1 мин.
Общее время: 30 минут.
Ход занятия
Дети заходят в зал под «Марш» В. Осокина, останавливаются в круге.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада видеть вас в музыкальном занятии. Прежде, чем мы начнём занятие, давайте поздороваемся с нашими гостями (здороваются). Сегодня у нас с вами будет необычное занятие, потому что сегодня поговорим о русской народной музыке, о Курских народных инструментах и о певцах Курской области. И, как обычно, давайте начнём наше занятие с музыкально-ритмических упражнений. Первое упражнение называется «Топотушки», а выполнять его мы будем под РНП «Как у наших у ворот». Наша с вами задача услышать изменения в музыке и выразить это с помощью движений. Я помогу вам это сделать с помощью цветов разного цвета. Когда я буду показывать синий цветок вы должны двигаться друг за другом топающим шагом. Когда появится красный ваша задача подняться на носочки и идти спокойным шагом, оттягивая носочки. Всем всё ясно (ответ детей). Хорошо, тогда начинаем.
Упражнение «Топотушки»
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам выполнить следующее упражнение, которое называется «Ковырялочка». А музыкальное сопровождение организуем сами. Я приглашаю сюда (имена детей).
Упражнение «Ковырялочка»
Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, на каких музыкальных инструментах вы играли? (ответ) Скажите, пожалуйста, к какой группе инструментов относятся бубен, ложки, треугольник, трещотки? (ответы) А где играют на этих инструментах? (ответы детей) Правильно, молодцы, а сейчас я предлагаю вам присесть на ковёр (садятся). И сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Узнай инструмент». Ранее мы познакомились с вами с инструментами русского народного оркестра. Ребята, а кто вспомнит, что такое оркестр? (ответы) Хорошо. А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили их название и звучание. У меня есть картинки с их изображением и вот такие цифры (показывает). Наша задача определить под каким номером звучали инструменты и прикрепить нужную цифру рядом с ним. Готовы? Итак, начинаем (звучат инструменты).
Хорошо, а теперь скажите, какие инструменты у нас выстроились в ряд? (ответ). Правильно, это инструменты народные, т. е. инструменты, на которых играли люди на праздниках и в быту. Ребята, скажите, как называется та страна, в которой мы живём? (ответ). Правильно, раньше её называли Великая Русь. От слова Русь произошли названия: русский человек, русское имя, русская музыка. А инструменты, на которых играл русский народ, получили название русские народные инструменты. А как называется наша область? (ответы) Верно, и на нашем сегодняшнем занятии мы поговорим о духовых инструментах, которые появились в Курской области и были очень известными. Это свистулька, рожок или жалейка и кугиклы. Это духовые инструменты. А что значит духовые, ребята? (ответы) Эти инструменты сделаны из природных материалов. Кугиклы сделаны из болотного тростника, представляют собой пять пустых внутри трубочек разной длины; чем выше звук тем трубочка короче, чем ниже, тем трубочка длиннее. В Курской области дудочки называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка». В основном на кугиклах играли женщины вместе. Звучит инструмент не звонко, напоминает пение птичек. И сейчас мы послушаем как звучат кугиклы.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Методическая разработка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-913420-1493229237.jpg)
Звучат кугиклы
Следующий инструмент жалейка. В Курской области его делали из тростника и коровьего рога. Также жалейку делали из берёзы, можжевельника, клёна. Звучание инструмента резкое, трескучее и, вместе с тем, ласковое и жалостливое. Давайте послушаем жалейку.
Звучит жалейка
А сейчас мы поговорим о свистульке. Это тоже духовой инструмент. В Курской области известны глиняные свистульки, а также деревянные. Их делают в виде разных животных – петушка, кошечки, собачки. В Курской области очень известна Кожлянская игрушка. Кожлянская она потому что появился в селе Кожля неподалёку от города Курска. И давайте мы вспомним как она звучит.
Звучит свистулька
Музыкальный руководитель. Вот какие интересные инструменты образовались у нас в Курской области. А вы знаете, что именно наша область называется родиной певцов, музыкантов. Всех певцов Курской области называют «Курскими соловьями». А как вы думаете, почему соловьями? (ответы) Да, а ещё потому, что соловьи отличаются от других птиц своим красивым, разнообразным и особенно сложным пением. Давайте представим, что мы в лесу и нам поют наши курские соловьи, закрываем глазки и слушаем.
Пение соловья
Музыкальный руководитель. А теперь открываем глазки. Теперь вы убедились, что пение соловья очень красивое. Поэтому певцов, которые родились в Курской области и имеют красивые и сильные голоса называют «Курскими соловьями». Вдобавок к этому, соловей является символом нашей Курской области. И мне бы хотелось сегодня рассказать об одной из таких певиц, которую называли Курским соловьём. Её зовут Надежда Васильевна Плевицкая (портреты).
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Открытые занятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-913420-1493229338.jpg)
Она родилась в селе Винниково, которое расположено совсем недалеко от нас. Жила она много лет назад, а точнее около двухсот лет. Её называли самой лучшей исполнительницей русских народных песен и романсов русских композиторов. Родилась Надежда Васильевна в крестьянской семье. Её хороший музыкальный слух помог ей стать замечательной певицей. Она выступала даже на балах у самого царя Николая II, которому очень нравилось её пение. И сейчас мы послушаем с вами песню «Ну быстрей летите кони» в исполнении Надежды Плевицкой. Но поскольку запись была сделана почти 200 лет назад, она не так уж хорошо сохранилась и не очень хорошо расскажет нам, каким был на самом деле красивым голос певицы. Несмотря на это мы с вами внимательно послушаем песню «Ну быстрей летите кони» в исполнении Надежды Плевицкой.
«Ну быстрей летите кони» Н. Плевицкая
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты Открытое занятие по музыке Курский край соловьиный край Подготовила музыкальный руководитель МКОУ Детский сад Родничок Тимошечкина И](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-913420-1493229372.jpg)
Музыкальный руководитель. Расскажите, понравилось ли вам? Какого характера была песня? Верно, эта песня была грустного, а затем весёлого характера. В семье Надежды Плевицкой было12 детей, все очень любили петь. Именно тогда начал развиваться музыкальный слух певицы. А сейчас мы с вами послушаем песню, которая называется «Лучинушка». Лучинушкой, лучиной в те времена называли светильник, сделанный из деревянных щепок, которые поджигали и свет от них освещал всю комнату. Тихонько слушаем песню «Лучинушка».
«Лучинушка» Н. Плевицкая
Музыкальный руководитель. Помимо того, что Надежда Васильевна была хорошей певицей, она была отважной русской разведчицей. Это говорит о том, что она любила свою родину и свои песни, поэтому удивляла всех своим пением. Такой необыкновенной была русская певица Надежда Васильевна Плевицкая! А сейчас мы пройдём с вами на стульчики.
Звучит марш. Дети садятся на стулья.
Музыкальный руководитель. Прежде чем нам начать разучивание новой песни, давайте разогреем наши голосочки.
Распевка «Мы весёлые ребята»
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Щигры Тип занятия освоение новых знаний Цель занятия формирование первичных знаний о русской народной культуре Курской области](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-913420-1493229411.jpg)
Музыкальный руководитель. Так как наше занятие сегодня посвящено русской народной песне, то на этом занятии мы с вами разучим новую русскую народную песню, которая называется «Ой, там на горе».
Разучивание песни «Ой там на горе»
Музыкальный руководитель. Молодцы! Похлопаем себе. Ну а теперь время пришло поиграть. А поиграем мы с вами в игру, которая очень нравилась жителям нашей области, которая называется «Мы плясали». Становимся все в круг и поё м следующие слова:
Мы плясали -2 р.
Наши ноженьки устали,
А теперь мы отдохнём
Себе вот парочку (троечку, четвёрочку) найдём.
На последние слова задача каждого найти себе парочку. Готовы? Начинаем!
Игра «Мы плясали»
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Задачи сформировать понятие Русские народные инструменты Публикация Открытое занятие Курский край соловьиный край размещена в разделах Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-913420-1493229435.jpg)
Музыкальный руководитель. А теперь давайте закрепим то, что сегодня вы узнали на занятии. Пожалуйста, поднимайте руки. Что нового и интересного вы узнали? Как называют наш Курский край? Как зовут известную певицу из Курской области? (ответы) Молодцы. На этом наше занятие окончено, все просто молодцы. И в конце нашего занятия мне хочется угостить вас сладкими призами.
* * *