МААМ-картинки

Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ

Горшкова Марина
Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ

Проблема овладения речевым этикетом, как составной части коммуникативной культуры, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного обращения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения.

Публикация «Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ» размещена в разделах

Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативные способности, поэтому нами разработаны методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ.

1. При построении работы по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ учитывайте возрастные особенности детей.

2. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

- Обращайтесь по имени;

- Занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

- Используйте тактильное прикосновение,

3. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

4. Больше использовать практических упражнений. Они помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплемент и т. п.

5. Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец «Этикетной» сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал, нарушители исправились.

Если воспитатель в качестве методических пособий использует свои собственные поделки и игры (дидактические, настольно – печатные и другие, то дети видят, что любое игровое пособие можно сделать самим, а играть в него намного интересней. Они положительно оценивают своего воспитателя за его умение сделать что-то интересное и важное.

Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения.

6. Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить.

7. В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу. Воспитатель же еще раз четко указывает на самое главное из-за занятия, что ребята должны запомнить.

Для закрепления правила И. Н. Курочкина рекомендует простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю «бедного телефона», уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.

8. В ходе занятий желательно избегать негативной оценки. Можно ввести в оценочную систему таки слова, как: «отлично»; «хорошо»; «очень хорошо»; «молодец»; «подумай еще»; «это не совсем так»; «давайте подумаем вместе».

Родители, бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например, по темам: столовый этикет, посещение театра или кафе, прием гостей и т. д.

9. Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как «вы должны», «вы обязаны», заменять их словами «разумно», «желательно», «целесообразно», «лучше для вашего ребенка». Его цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; не навязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета (приложение Д).

10. На родительских собраниях, в целях соблюдения уважения к личности ребенка и его родителям, нежелательно говорить о ребенке плохо, тем более в присутствии посторонних для него людей. Лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать с родителями во время индивидуальной беседы. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.

Также дадим рекомендации для родителей по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ:

1. Необходимо закреплять с детьми разные приемы приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Напоминайте детям, что используя при встрече слова приветствия – «Здравствуйте» они желают человеку здоровья.

2. Каждое утро в семье должны звучать слова : «Доброе утро моя радость», «Пора вставать, мое солнышко». Эти слова настраивают на хороший удачный день, помогают ребенку проснуться в хорошем настроении.

3. Если при встрече с взрослыми ваш ребенок, по какой, либо причине не здоровается и молчит, нельзя требовать от него выполнения правил приветствия и тем более учить его при посторонних. Напомнить приемы приветствия лучше, когда вы останетесь с ребенком вдвоем.

4. Уходя домой напоминайте детям слова прощания: «До свидания», «До новых встреч». Вечером, перед сном не забывайте желать всем членам семьи «Спокойной ночи», слыша постоянно от взрослых слова приветствия и прощания, дети сами начинают использовать их в речи без напоминания.

5. Учите детей быть вежливыми при обращении друг к другу, к взрослым. Не забывать про слова благодарности и просьбы : «Спасибо», «Пожалуйста».

6. Проигрывайте с детьми ситуации, в которых ребенок сам действующее лицо. Эти ситуации будут способствовать формированию и закреплению навыков речевого этикета.

7. Создавайте для ребенка проблемные ситуации, в которых ему самому приходится находить выход из той или иной ситуации. ( Пример: Как ты поступишь во время разговора двух взрослых? Вмешаешься в разговор и потребуешь его прекращения или остановишь разговор со словами: «Извините, что я вас перебиваю, но…»).

Таким образом, овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, в процессе работы дошкольник усваивает: разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника; доступные способы «развертывания» вежливых формул; умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.

Публикации по теме:

Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста»Консультация «Методические рекомендации по обучению катанию на велосипеде детей дошкольного возраста» Консультация для родителей, воспитателей, инструкторов по ФК «Методические рекомендации обучению катания детей дошкольного возраста на велосипеде».

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в общественных местах. Сюрпризный момент: Волшебный сундучок. Демонстрационный.

Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет»Методические рекомендации для работников дополнительного образования «Патриотическое воспитание детей 4 лет» Работая с детьми 4ех лет в рамках школы раннего развития, хочу поделиться с вами наиболее эффективными формами работы по патриотическому.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по подготовке танца «Матрешки» для детей второй группы раннего возраста Всегда приятно порадовать родителей хорошим музыкальным поздравлением. Хочу поделиться, как это можно сделать с воспитанниками 2 группы.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ
Опубликовано: 9 мая 2023 в 11:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по формированию речевого этикета у детей 7-го года жизни с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Горшкова Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД