Папки-передвижки

Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР

Першина Олеся Александровна
Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР

Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ОНР.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс сложных речевых расстройств.

Как известно, тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Логопеды подтвердят,

Публикация «Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

что, когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Поэтому, я постоянно в поиске новых, как традиционных, так и инновационных приемов преодоления речевых нарушений у детей с ОНР.

В качестве одного из методов в своей работе использую элементы нейролингвистического программирования.

Конечно же есть мнение, что это псевдонаучный подход, и территория педагога- психолога, а не логопеда. Но это направление меня заинтересовало, так как я в своей практике отмечаю, что те или иные приемы коррекционной работы больше подходят одним детям и совершенно не эффективны для других.

Нейролингвистическое программирования с точки зрения педагогики– это наука, которая изучает формирование языковых (речевых) навыков у детей на основе их типа восприятия окружающего мира (модальности).

Визуальная система помогает человеку ориентироваться в пространстве благодаря органам зрения. Люди-визуалы воспринимают окружающий мир через зрительный анализатор (глаз). Они лучше усваивают информацию после наглядной демонстрации материала.

Люди-аудиалы воспринимают окружающий мир через слуховой анализатор. Вся услышанная информация «врезается» в память и стимулирует воображение.

Система кинестетиков делится на внутреннюю. К внешней кинестетике относятся такие тактильные ощущения как температура, прикосновения, влажность, а к внутренней — эмоции, чувства, ощущение баланса и состояния тела. Кинестетики воспринимают и запоминают информацию лучше, если у них есть возможность дотронуться до объекта или выполнять какие-либо действия самому.

Стоит заметить, что кроме аудиалов, визуалов и кинестетиков, некоторые психологи выделяют еще дискретов (или дигиталов).

Но ими обычно не рождаются, а становятся в ходе роста и приобретения новых навыков. Поэтому, при работе с детьми в детском саду, я их не учитываю.

Совместно психологом, я наблюдаю за детьми, используя тест «Аудиал, визуал, кинестетик», созданный С. Ефремцевым и определяю модальность ребенка.

Модальность Часто употребляемые слова Способ выражения

симпатии Направление взгляда при общении

Аудиал «я слышу», «разговариваю», «громко», «тихо» и т. д. обычно выражает ее словами, при этом может даже ни на кого не смотреть; смотрит прямо;

Визуал «я вижу», «смотрю», «наблюдаю», «светлый- темный» устанавливает для этого зрительный контакт «глаза в глаза»; глядит куда-то вверх;

Кинестетик «я чувствую», «удерживаю», «горячо-холодно»

через объятия, поцелуи и поглаживания.

направляет свой взгляд вниз, будто под ноги.

В своей практике, среди детей с ОНР(5-7 лет, я чаще всего встречаю кинестетиков (55-60%, и визуалов (25%-30%, реже аудиалов (20%-10%).

Учитывая нейролингвистические характеристики и особенности детей, стараюсь варьировать подачу материала на индивидуальных и групповых занятиях во всех трёх модальностях, включать игры и игровые упражнения с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое восприятия.

Так, в работе с детьми- аудиалами, использую разную интонацию и вибрацию голоса, делаю упор на устное объяснения, пересказы, представляю материал в сказках и историях. В разговоре с этими детьми употребляю такие слова, как «Послушайте», «Прислушайтесь», «Что слышите?». Чаще всего занимаюсь с ними индивидуально.

Наши любимые игры с детьми -аудиалами:

Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:

«Сказки И. Лебедевой», «Шумовая артикуляционная гимнастика (Коробочки, «Гимнастика для язычка по ролям (от имени разных сказочных героев)

Игры, направленные автоматизацию и дифференциацию звуков:

«Снежный ком», «Скороговорки, чистоговорки Н. Железновой», «Рифмовки», «Повтори с эмоцией, какой скажу», «Повтори только слово, в котором услышишь звук», «Исправь меня», «Загадки на слух» и тд.

Игры, направленные на развитие связной речи:

«Закончи предложение», «Фантазеры», «Звуковое письмо», «Повтори (заучивание стихов на слух», «Небылицы» и т. д.

Именно для таких детей разработала несколько нейролингвистических сказок :

«Как язычок все смог!», «Повторюшка -Хрюшка», «Пальчики -удальчики».

В работе с детьми- визуалами использую больше таблиц, схем, наглядности, нахожу визуальные сходство при заучивании букв. Привлекаю внимание таких детей при помощи фраз : «Посмотрите», «Что ты видишь?» «Обрати внимание».

Наши любимые игры с детьми – визуалами:

Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:

Различные красочные книги: «Артикуляционная гимнастика для девочек», «Артикуляционная гимнастика для мальчиков», «Артикуляционные сказки», «Артикуляционная гимнастика с животными», авторские видео и видео с интернет ресурсов.

Игры, направленные автоматизацию и дифференциацию звуков:

«Кто исчез?», «Слоговые и звуковые домики», «Дорисуй и скажи», «Наложенные картинки», «Гусеница», «Улитка» и т. д.

Игры, направленные на развитие связной речи:

Мнемотаблицы, «Сигнальные загадки», «Разноцветные сказки», «Что начало, что потом (серийные картинки, «Фотограф».

А в работе с детьми -кинестетиками, активно использую запоминание, заучивание материала через движения рук, подключаю хлопки, игры с мячами, приседания, кинезеологические дорожки. Очень часто с такими детьми использую метод рука в руке, с проговаривание «Потрогай», «Какая на ощупь», «Что ты чувствуешь».

Наши любимые игры с детьми -кинестетиками:

Упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата:

«Сенсорная артикуляционная гимнастика», «Биоэнергопластика», «Артикуляционная песочница», «Ротик-киндер-сюрприз», «Пазлы»

Игры, направленные автоматизацию и дифференциацию звуков:

«Кинезиологические дорожки для рук и для ног», «Логопедический Дартс», «Игры- ходилки», «Волшебный мешочек (угадай предмет на ощупь и повтори», «Игры с мячом и словом», «Логопедический твистер».

Игры, направленные на развитие связной речи:

«Полисенсорная игра: «Разноцветные истории и стихи», «Пальчиковые гимнастики с использованием нетрадиционного оборудование», «Логоритмические упражнения»,

При проведении групповых занятий стараюсь преподносит информацию по нескольким сенсорным каналам, чтобы дети и слышали, и видели и «трогали» изучаемый предмет или явление.

Наши любимые игры

Например: «Скажи, какой?».

Игра:

Дети становятся в круг, начинает педагог. Он бросает мяч выбранному ребенку и одновременно называет любой предмет, который сейчас видит. Тот, кто ловит мяч, должен быстро назвать три признака выбранного предмета. Затем этот игрок бросает мяч следующему и называет свое слово. Важно обратить внимание детей на то, что они могут выбирать только то, что видят в данный момент.

Как это работает:

Мяч является важным для кинестетиков, визуалы могут наблюдать выбранный предмет, аудиалы воспринимают задания на слух. Дошкольники учатся отвечать на вопрос «какой?», «какая?», отличать признак от действия. Игра развивает быструю реакцию.

Так же «Поезд», «Запрещенное движение», «Цветная комната», «Паутинка добра» и т. д.

НЛП так же есть такие приемы, как «якорение», «визуализация», «разрыв шаблонов» и т. д. Но в своей практике я их не применяю, так как, на мой взгляд, это больше подходит детям школьного возраста и взрослым.

А вот использование элементы методики НЛП, опирающиеся на «модальность» ребенка, позволяет мне решать весело и эффективно коррекционно-обучающие задачи по развитию речи у детей с ОНР.

Использование полисенсорного подхода (как элемента НЛП) в логопедической деятельности, позволяет мне облегчить процесс запоминания у детей нового материала, ускорить его закрепление, автоматизацию навыков и добиться хорошей динамики в преодолении речевых нарушений.

Использованные источники:

1. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

2. Нейропсихологические занятия с детьми : В 2 ч. / Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М. : АЙРИС-пресс, 2015. – 144 с. : ил. – (Культура здоровья детства).

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь - великий дар природы,.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 3 января 2023 в 19:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Першина Олеся Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД