МААМ-картинки

Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников

Анна Жаферовна Ибрагимова
Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) предусматривает решение задач художественного воспитания, выделяя такую образовательную область, как: «Художественно-эстетическое развитие» [7].

Глобальной задачей художественно-эстетического развития дошкольника, как подчеркивается в ФГОС ДО, становится задача развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, музыкальной деятельности, а также в конструктивной деятельности и ручном труде. В связи с этим, в работе дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) идет активный поиск средств, методов и приемов, способных эффективно влиять на активизацию творческой активности ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников» размещена в разделах

Одним из возможных направлений работы ДОО в плане развития творческих способностей воспитанников представляется использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. К нетрадиционным техникам относят такие как : эбру, квилинг, рисование на световых столах, пескография, пластилинография, кляксография, граттаж и др. Именно они позволяют ребенку использовать все свое воображение и имеющиеся умения и навыки в создании неповторимого авторского образа, проявить свою индивидуальность и самостоятельность при выборе средств выразительности.

Как отмечает один из виднейших исследователей в области детского изобразительного творчества, Т. С. Комарова: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)» [5].

Нетрадиционные техники рисования способствуют решению задач развития творческих способностей дошкольников благодаря непосредственному интересу к работе с нетрадиционным материалом, доступности в использовании, снятию у ребенка боязни что-то сделать не так и допустить ошибку, ведь очень легко исправить то, что не получилось на песке, в воде и т. п.

Исходя из осознания степени значимости нетрадиционных техник в развитии творческих способностей, мы поставили в своей работе следующие цели и задачи.

Цель работы: развитие изобразительного творчества детей средствами нетрадиционных техник рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.

Задачи работы.

1. Обогащать представления детей об окружающем мире.

2. Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними, обогащая художественный опыт детей

3. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства, при работе с различными художественными материалами

4. Формировать умение отображать в рисунке собственное восприятие окружающего мира, способствовать развитию замысла и технических умений у детей, используя нетрадиционные техники

5. Воспитывать положительное отношение у ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми; к собственной деятельности, ее результату

Этапы работы

1. Подготовительный этап (анализ литературы, обследование изобразительной деятельности воспитанников, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, написание перспективного плана и системы занятий по изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник) – период проведения - август – сентябрь.

2. Основный этап (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана по развитию творчества в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных технологий, организация работы с родителями по развитию творчества) – период проведения - октябрь – апрель.

3. Итоговый этап (повторное обследование развития изобразительной деятельности и творчества детей) – период проведения – май.

На подготовительном этапе было проанализированы особенности развития изобразительной деятельности детей по методике Г. Г. Григорьевой [1] для выявления способностей к самостоятельному созданию и реализации замысла. Для выявления творческих проявлений мы руководились методикой Т. С. Комаровой [5].

По результатам обследований, стало заметно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрасту воспитанников. Дети изображают предметы, создавая отчетливые формы, подбирая цвета, закрашивания, с дополнительной помощью взрослого передают несложный сюжет, но тематика детских работ отличается стереотипностью, однообразием, стандартностью, лишь в отдельных работах видна оригинальность, что предполагает развитие творческого воображения. Дети затрудняются в самостоятельном выборе изобразительных средств, недостаточно технические и графические умения и навыки. В результате детские работы не сложны по содержанию.

Далее мы оборудовали центр изобразительной деятельности в группе: «Творческую мастерскую» средствами нетрадиционной изобразительной деятельности : бросовый материал, ватные палочки, зубные щетки, губки для мытья посуды, коктейльные соломинки, столы для игр с песком и водой, кусочки поролона, картон, фольга, жатая бумага, крупы, пластилин, магнитный песок и т. п.

В центре также расположили самые разнообразные средства художественного воспитания, направленные на развитие эстетических представлений и чувств: предметы народного искусства и репродукции картин, альбомы художников.

Также мы предусмотрели возможность организации детской выставки, которая активизирует детей на создание собственных рисунков и поделок: подиумы и мольберты.

В ходе основного этапа работы с воспитанниками мы проводили самые разнообразные игры, занятия, совместную деятельность как воспитателя с детьми, так и детей друг с другом.

Нами были созданы дидактические игры с использованием нетрадиционных техник : «Гномик- волшебный художник», «Волшебные ниточки», «Собери матрешку», «Придумай натюрморт», лото «Жанры живописи».

На закрепление приемов рисования в разных техниках мы применяли следующие игровые методы:

Играли в дидактические игры:

1) «Чудесный сад» - предполагает дорисовывание детьми неоконченных изображений чудесных деревьев.

2) «Простые рисунки"- где детям предлагали разные геометрические фигуры превратить (дополнить, дорисовать элементы) в предметы,

3) «Дорисуй изображение» - дорисовывание детьми разнообразных неоконченных элементов рисунка.

4) «Нарисуй музыкальное произведение» - во время прослушивания музыки предлагаем сосредоточиться и «увидеть», что передает музыка, что слышит ребенок, что представляет во время слушания

5) «Рисуем дружно» - рисование по цепочке элементов одного рисунка, предполагающий сложное коллективное взаимодействие воспитанников в ходе его выполнения.

Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественно- эстетическое развитие», которые были объединены единой тематикой («Зима - красавица», «Осенняя сказка», «Сказочные герои» и т. д.).

Занятия проводились по подгруппам, в игровой форме, с использованием игровой мотивации и проблематизации, которая ставила перед детьми задачи, решение которых было возможно с использованием нетрадиционных техник. В ходе занятий мы закрепляли те умения, которые дети приобрели в ходе самостоятельной деятельности, и развивали новые способы работы с изобразительным материалом.

Занятия предполагали не только создание изобразительных образов с помощью нетрадиционных техник, но и их обыгрывание и рассказывание по ним.

В ходе итогового этапа проводилась повторная диагностика. Итоговая диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей сформированного и формируемого уровня увеличился эмоциональный настрой, обогатилась техника. Дети стали применять нестандартные материалы в свободной деятельности, научились использовать несколько техник и приемов рисования.

Также повторно было проведено обследование интеллектуально-эстетического развития детей по методике Т. С. Комаровой, где также видны положительные изменения.

Таким образом, результатами нашей работы стали:

• Повышение уровня самостоятельности воспитанников в изобразительной деятельности.

• Более эффективное решение задач развития мелкой моторики рук.

• Повышение уровня самоконтроля и самооценки, овладение обобщенными способами действий.

• Оптимизация взаимодействия детей друг с другом.

Творческий подход в решении изобразительных задач.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Мастер-класс по созданию плаката «Берегите птиц» с использованием техники «пластилинография» для старших дошкольниковМастер-класс по созданию плаката «Берегите птиц» с использованием техники «пластилинография» для старших дошкольников В наш век информационных технологий вопросы экологии очень важны и значимы, как никогда. Формирование основ экологического воспитания.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников Нетрадиционные техники аппликации как способ развития мелкой моторики дошкольников В век развитых технологий – роботов, компьютеров, айфонов,.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (от младших дошкольников до подготовительной группы)Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (от младших дошкольников до подготовительной группы) «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 13:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники изобразительного творчества старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Жаферовна Ибрагимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД