Папки-передвижки

Консультация «О детской психологии»

Надежда Балашова
Консультация «О детской психологии»

Как меняются дети и какую роль играют детские психологи в их жизни? Детская психология - это обширная область науки, которая изучает, как меняются люди по мере их взросления с рождения до подросткового возраста, а также объясняет, как происходят эти важные изменения - есть ли существенные различия у 3-летних, 7-летних и подростков, а также какую роль играют биологические изменения для индивидуума.

Публикация «Консультация „О детской психологии“» размещена в разделах

Исследователи часто разделяют развитие на конкретные виды. В широком смысле разделяют физическое, когнитивное (мышление, обучение, память и т. д.) и социальное/эмоциональное развитие детей.

Детские психологи пытаются разобраться в каждом аспекте развития ребенка, а также в том, как дети учатся, думают, взаимодействуют и эмоционально реагируют на окружающих, заводят друзей, понимают эмоции и собственное развитие личности. Также психологи оценивают уровень темперамента и навыки.

Развитие детей можно разделить на так называемые «уровни». Для каждого уровня определены способности, например, такие как ходьба и умение разговаривать, которых достигает большинство детей в аналогичном возрасте. Среди прочего, психология интересуется, как дети достигают этих уровней и как индивидуальные, социальные и культурные факторы могут влиять на то, как развивается ребенок.

Психологи также специализируются в различных областях: одни фокусируются на поддержке детей в школьной среде (педагоги-психологи, другие - на поддержке детей с нетипичным развитием (клинические психологи).

Как и все области научных исследований, детская психология характеризуется различными направлениями и теориями, которые с течением времени сформировали наше понимание развития.  Существует множество различных теорий для описания развития детей, но здесь мы сосредоточимся только на двух.

Некоторые теории утверждают, что развитие происходит в первую очередь за счет внутренних для ребенка факторов, которые обусловлены биологически.

В других теориях факторы окружающей среды, такие как социальное окружение ребенка, считаются более стимулирующими и важными для развития.

Мы рассмотрим теории двух влиятельных детских психологов, которые изучали развитие:

- по теории Жана  Пиаже: развитие в первую очередь носит внутренний характер.

- по теории Льва  Выгодского: развитие определяется факторами окружающей среды.

После Первой мировой войны швейцарский биолог и педагог Жан Пиаже (1896-1980) заинтересовался новым методом проверки детского интеллекта. Тесты на коэффициент интеллекта (IQ) были изначально разработаны психологами для детей во Франции, которые, как считалось, подвержены риску отставания в обучении.

Тест включал в себя ряд вопросов и сравнение индивидуальной успеваемости каждого ребенка со средними показателями по возрастной группе ребенка.  Пиаже заметил, что дети одного и того же возраста часто допускают одни и те же ошибки. Это заставило его задуматься о том, что дети могут мыслить существенно иначе, чем взрослые, что нельзя объяснить только тем, что у них меньше жизненного опыта.

Пиаже был плодовитым исследователем и руководил одним из первых в мире научно-исследовательским институтом, который специализировался на изучении развития детей. На основе своей многолетней работы он разработал теорию о том, что мышление типично развивающихся детей последовательно достигает определенных стадий, а это означает, что дети старшего возраста биологически способны понимать вещи, которые не могут понять дети младше (на более ранних стадиях развития).

Он считал, что дети проходят эти стадии в результате накопленного физического опыта взаимодействия с объектами в мире - их растущие способности являются результатом созревания мозга, а также благодаря опыту в окружающей среде.   

Пиаже особенно интересовался тем, каким образом дети получают возможность формировать ментальные представления о мире. Он считал, что когнитивное развитие протекает через ряд предопределенных биологических этапов, которые стимулируются посредством физического взаимодействия с миром.

Эта теория, поскольку она частично фокусируется на биологическом созревании, говорит о том, что все дети во всем мире должны пройти через эти этапы в одном и том же порядке и примерно в одно и то же время, независимо от различий в окружающей среде, в которой они растут.

Пиаже задал направление исследованиям в области детской психологии на десятилетия вперед, но его теория также подвергалась многочисленным критическим отзывам. Многие считают, что Пиаже игнорировал то огромное влияние, которое общество и культура оказывают на развитие ребенка.

В то же время другой исследователь по имени Лев Выготский (1896-1934) пришел к таким же выводам, как и Пиаже, полагая, что дети познают мир через взаимодействие с ним. Однако, если Пиаже считал, что дети естественным образом проходят различные стадии развития, основываясь на биологической предрасположенности и собственном индивидуальном взаимодействии с миром, то Выготский утверждал, что вмешательство взрослых или сверстников вносит гораздо более весомый вклад в процесс развития.

Выготский больше сосредоточился на непосредственном социальном и культурном окружении детей и их взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Он утверждал, что когнитивное развитие происходит сначала в результате непосредственного социального взаимодействия, а затем переходит на индивидуальный уровень по мере того, как дети начинают интернализировать свое обучение.

Пиаже рассматривал ребенка как активно открывающего для себя мир через индивидуальные взаимодействия с ним, а Выготский видел в ребенке скорее ученика, обучающегося через социальную среду, состоящую из других людей, которые обладали большим опытом и были чувствительны к нуждам и способностям ребенка.

Все теории развития руководствуются ключевыми вопросами. Существует ряд вопросов, которые остались с начала психологических исследований ребенка. Детским психологам интересно понять, как происходит развитие и что влияет на это развитие. Например, как маленькие дети узнают об эмоциях? Может быть, они просто учатся показывать эмоции других людей в своем окружении?

Мы предлагаем рассмотреть два важных вопроса, связанных с попытками понять жизнь детей и подростков:

- Как социально-культурный контекст влияет на развитие?

- Как дети влияют на свое собственное развитие?

Дети растут в определенных физических, социальных, культурных, экономических и исторических условиях (их социально-культурный контекст, которые будут влиять на их детство.

Исследования показали, что социально-культурный контекст может оказывать большое влияние на развитие детей. Мы знаем, что культура влияет на то, как развиваются дети; в разных культурах дети могут развиваться совершенно по-разному (Монтгомери, 2008). И мы знаем, что дети, лишенные первичного ухода, могут часто испытывать трудности в более позднем возрасте, потому что это повлияло на их ранний опыт привязанности (Боулби, 1980).

Развитие, разумеется, включает в себя процесс обучения и совершенствования, и дети могут учиться только тогда, когда их поддерживают другие люди, например, родители, учителя и братья и сестры. Это не противоречит теории Пиаже, но расширяет ее, объясняя, как некоторые переживания, которые получают дети, позволяют им переходить из одной стадии в другую в соответствии с социокультурным подходом Выготского.

Многие исследования фокусируются на внешних факторах, которые формируют развитие детей и относятся к ним как к относительно неуправляемым. Но, разумеется, дети играют определенную роль в собственном развитии и в выборе видов воздействия окружающей среды, которому они подвергаются.

Даже новорожденные выбирают, на что обратить внимание и как ориентироваться (как правило, они ориентируются на знакомые звуки, новые и необычные для них вещи или запах молока). Младенцы часто пытаются вызвать определенное поведение со стороны взрослых, давая им подсказки, например, закрывая глаза, чтобы поиграть в прятки.

Действительно, чувствительность младенцев к очень тонким коммуникативным сигналам и их роли в социальном взаимодействии достаточно сложные. Черты, характерные для ребенка, такие как его темперамент, также могут в значительной степени влиять на то, как взрослые и другие дети взаимодействуют с ними.

Как только дети начинают говорить, они часто ведут беседу, ожидая ответов от взрослых или задавая вопросы. А когда дети начинают играть в ролевые игры (примерно с 2-х лет, они часто берут на себя новые роли, которые помогают им разобраться в различных аспектах их мира или взаимодействовать с вещами, которых они боятся (Хоус и Мэтисон, 1992, например, выдавая себя за супергероя, отбивающегося от монстров.

К тому времени, как дети достигают школьного возраста, они начинают принимать множество решений относительно своего окружения, например, с кем дружить и какие интересы выбрать.

Детская психология - это не только разработка теорий, объясняющих развитие, но и практическая деятельность. Речь идет о работе с детьми и подростками с целью оказать поддержку. Детские психологи часто работают в школах и больницах. Здесь мы предлагаем два примера работы в практических условиях.

Образовательные учреждения 

Психологи в области образования работают с детьми, которым трудно учиться, понимать или общаться с другими людьми. А также с детьми, которые могут испытывать трудности во взаимодействии с социумом.

Педагогические психологи работают в школах с учителями, семьями и школьной администрацией, чтобы помочь детям, которые сталкиваются с особыми проблемами в области обучения.

Клинические условия

Клинические психологи изучают, оценивают и решают широкий спектр биологических, психологических и социальных проблем, с которыми дети и подростки могут столкнуться в жизни.

Это может включать в себя анализ личности с целью выяснения наличия проблем, мероприятия, которые помогают справиться с этими проблемами, или профилактические программы, которые устраняют проблему. Клинические психологи также консультируются с другими специалистами, чтобы предложить как можно более целостную схему помощи.

Подобно психологам в области образования, клинические психологи часто используют диагностические тесты для выявления детей, которые имеют отклонения в психическом здоровье, либо рискуют столкнуться с каким-либо расстройством развития, таким как аутизм, или для оценки прогресса детей, которым был нанесен физический или психический ущерб.

Понимая, как обычно реагируют дети определенного возраста, клинические психологи могут выявить симптомы психических расстройств или нарушений развития и обеспечить детям надлежащую помощь на более ранней стадии.

Детская психология пытается описать и объяснить все аспекты развития ребенка, включая изменения в когнитивном, социальном и физическом развитии, а также оказать помощь детям, испытывающих задержки в развитии.

Были введены некоторые из доминирующих теорий развития детей: одна теория фокусируется на развитии внутри индивида, а вторая на развитии под влиянием более широкой социальной и культурной среды.

Эти теории стремятся ответить на ряд важных психологических вопросов, которые включают объяснение того, какую роль играет социокультурная среда и как дети влияют на свое индивидуальное развитие.

Это также влияет на практическую часть работы, которую психологи проводят в клинических или образовательных учреждениях.

Публикации по теме:

«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей«Как бороться с детской ленью?». Консультация для родителей Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию. Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят.

Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии»Консультация для педагогов и родителей «Игры для преодоления детской агрессии» Агрессия в человеке заложена самой природой. Агрессия выступает в качестве своеобразного защитного механизма, реакции на раздражение. Во.

Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки».Консультация для родителей «Безопасность детской игрушки». В настоящее время в магазинах очень широкий ассортимент игрушек. Но стоит ли покупать их? На этот вопрос должен ответить каждый из нас.

Консультация для родителей «Цветы в детской комнате» Нужны ли они? Ответ экологов однозначен: "Конечно, да!" С ними согласны врачи и психологи. Проблема в другом. Какие именно можно выращивать.

Консультация для родителей «Как быстро справиться с детской истерикой» Даже самые заботливые мамы, зачастую сталкиваются с детской истерикой. И дело здесь вовсе не в маме, а в темпераменте и характере малыша.

Консультация для родителей «Правила безопасности на детской площадке»Консультация для родителей «Правила безопасности на детской площадке» Детская площадка — это место, где собираются дети разных возрастных групп и характера. Нередко родители могут стать свидетелями того, как.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация для родителей «Убираем в детской вместе»Консультация для родителей «Убираем в детской вместе» Приучить ребёнка к порядку порой бывает сложно. Ведь любая жизнь оставляет после себя следы. Где кушают,непременно упадут крошки на пол,где.

Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги»Консультация для воспитателей «Планирование и организация Международного дня детской книги» В наш век весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей длительности человека. Общеизвестно.

Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности»Консультация для воспитателей «Экспериментирование в различных видах детской деятельности» Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развитие у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «О детской психологии»
Опубликовано: 12 мая 2023 в 00:54
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «О детской психологии»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Балашова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД