Папки-передвижки

Особенности взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребенка к условиям ДОУ

Анастасия Муратова
Особенности взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребенка к условиям ДОУ

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Под определением адаптации понимают процесс при котором ребёнок приспосабливается к новой среде и обстановке, как правило проходящем через болезненное привыкание к её условиям.

Публикация «Особенности взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребенка к условиям ДОУ» размещена в разделах

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение это сложный и ответственный процесс, как для родителей, так и для детей. Ребенок испытывает сильное стрессовое переживание, которое необходимо свести к минимуму. Перед ребенком стоит задача приспособления к совершенно иным условиям, нежели к тем, к которым он привык находясь в семье.

Как правило дети не до конца осознают, куда и для чего их отводят родители, зачем выходить из привычной для себя зоны комфортности, что собой представляет детский сад. Стрессовая ситуация создается непосредственно, как только родители предпринимают попытки поговорить с малышом о дошкольном учреждении пока еще в домашних условиях.

Не свойственные привычному образу жизни обстоятельства, такие как: новое помещение, обстановка, отсутствие родителей, режим дня, другой стиль общения, контакт с пока еще не знакомыми сверстниками, влекут за собой изменения в поведении ребенка, защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с детьми и воспитателями. Наблюдается напряженное, заторможенное состояние, возникают ориентировочные реакции, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий.

Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально щадящим, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации как со стороны родителей, так и педагогов.

В последнее время численность детей поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте заметно увеличилось. Прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики.

Актуальность данной темы обусловливается необходимым переходом с авторитарной системы воспитания на личностно-ориентированную систему, что требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, комплексного проектирования совместного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в целом.

Общая задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку войти в новую для себя среду социального взаимодействия и минимизировать негативный, эмоциональный настрой.

К сожалению современные представления в обучении, формировании потребностей детей, мотивационных действий со стороны родителей и специалистов по отношению к воспитанникам расходятся.

Исходя из этого можно выявить три основных связи взаимодействия в одностороннем порядке. Такие как: родитель-ребенок, воспитатель-ребенок, воспитатель-родитель. Тогда как правильно организованная деятельность по адаптации в раннем возрасте должна представлять собой целостную модель всех участников процесса : воспитателей, родителей, детей как детском саду так и дома. Исходя из вышесказанного определяется проблема данной темы в один из самых значимых первостепенных периодов в жизни малыша.

Дошкольное учреждение должно оказывать поддержку в социальной грамотности и педагогической компетентности родителей.

Привыкание детей раннего возраста к новым условиям будет происходить менее остро, путем формировании адаптационных механизмов, при грамотной подаче образовательного материала, психологической осведомленности родителей, систему наблюдения педагогов за детьми в детском саду.

Адаптационный период можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап. Начинается примерно 2 месяца до приема ребенка в детский сад. Необходимо особое внимание уделить формированию навыков самостоятельности, рациону питания, процессу сна и бодрствования малыша.

2. Базовый этап. Основополагающем данного этапа является формирование положительного образа преподавателя в глазах воспитанника. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные взаимоотношения, рассказать ему об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о личности, воспитатель установит доверительную связь с ним, быстрее завоюет авторитет, найдет пути решения первостепенных трудностей, связанных в том числе с адаптационном периодом. Посещение ребенком дошкольного учреждения осуществляется по 2-3 часа сутки включающая в себя утреннюю гимнастику, образовательную и самостоятельную деятельность до дневного сна. Изучаются элементарные правила этикета и поведенческой деятельности в социуме, ребенком копируется нормы поведения окружающих.

3. Заключительный этап. При котором адаптационный период плавно сводится к минимуму и считается законченным. Ребёнок начинает привыкать к условиям пребывания в детском саду, взаимоотношениям со сверстниками, полноценному режиму дня, остается на полный день. Данный этап помимо образовательной деятельности включает в себя дневные и вечерние прогулки, физическую гимнастику, творческую и индивидуальную работу с ребенком. Аппетит становится более востребованным, во время дневного сна ребенок быстро засыпает, вовремя просыпается, тоска по родителям проявляется все реже или вовсе не имеет место быть. Общее эмоциональное состояние ребенка приближенно к норме. Игровая, двигательная активность носит более интенсивный характер.

Для того, чтобы максимально сделать пребывание ребенка в более комфортных условиях в период адаптации, необходимо учитывать следующие факторы:

1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.

2. Возраст ребенка.

3. Биологические факторы (тяжелая форма токсикозов или заболевания в период беременности матери, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности с первых трёх месяцев жизни).

4. Социальные факторы (своевременная организация со стороны родителей и обеспечение ребёнку правильного режима, в соответствии с возрастом, достаточное количества дневного сна).

5. Уровень тренированности адаптационных возможностей (формирование и общая социализация ребёнка, развитием его психики).

6. Уровень подготовки к социальной среде (элементарные системы познаний соответствующих возрасту, развитие общительности).

Если принять во внимание эти основные факторы, то период адаптации заканчивается примерно через две недели с момента первого похода и непрерывного посещения ДОУ;

Если же у ребёнка наблюдается слаборазвитая речь, низкий уровень самостоятельности, он не в состоянии обходиться без помощи взрослых ни в игре, ни при кормлении, ни при подготовке ко сну, то период адаптации будет проходить сложнее и может растянуться на несколько месяцев.

Только чувство защищенности может помочь ребёнку выработать саморегулирующиеся механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям, побудить чувство внутренней свободы и доверия к окружающему миру. Воспитатель в свою очередь создает атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Так одна из семей, воспитанников нашей группы по собственной инициативе, предоставила нам подробную информацию о своем ребенке, которому достаточно тяжело давался процесс адаптации в дошкольном учреждении на первой стадии. Родители исходили из личностных, индивидуальных наблюдений. Были упомянуты черты характера будущего воспитанника, привычки, особенности поведения, игры, которым ребенок отдает наибольшее предпочтение. Также родители указали на особенности эмоционального состояния и физического здоровья воспитанника. Социальный статус родителей, их мотивационная совместная деятельность перед приходом в дошкольное учреждение.

Данная информация значительно помогла при самостоятельном знакомстве с ребенком, и изучение особенности личности в целом. Такая взаимосвязь родителей и специалистов ДОУ положительным образом отразится на комплексном и деятельностном подходе в период адаптации. В дальнейшем хотелось бы больше подобных инициатив со стороны родителей носящая рекомендательный характер приходящийся на адаптационный период.

Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Период адаптации иногда приходится на кризис трехлетнего возраста, когда у ребенка вырабатывается личностные чувства ответственности, стремление к самостоятельности и независимости от взрослого.

При взаимодействии с семьей мы придерживались следующих принципов работы:

дифференцированным подходом к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи, учитывали возрастной характер взаимодействия с родителями.

Ожидаемые результаты работы с родителями – это выявление интереса родителей к работе в ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений, повышение компетентности родителей в психолого- педагогических вопросах.

На первых этапах знакомства с ДОУ путем анкетирования родителей, проводился анализ индивидуальных особенностей детей в группе, составляется психологический портрет ребёнка с точки зрения особенностей его темперамента.

Также были выявлены формы сотрудничества детского сада с семьей, были произведены такие формы работы, как совместная работа родителя и ребенка при выполнении осенней поделки, творческий подход, подготовка и проведение осеннего утренника, совместные развлечения в виде конкурсов приуроченные к празднику «День матери», в котором активно принимают участие и родители, и дети, и воспитатели.

Только грамотно выстроенная педагогами система взаимодействия с родителями и совместная, профессиональная, слаженная работа, способствует оптимальному течению адаптации детей любого возраста в детском саду.

Так как дети очень привязаны к своим родителям, в групповой комнате мы оформили «дерево» с семейными фотографиями «Я и моя семья».

Формируем у ребенка чувство уверенности, помогаем как можно быстрее освоиться в новой ситуации через сближение детей между собой, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения в наиболее кратчайшие сроки.

Списки использованной литературы:

1. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2010. – N1 – c.34 – 37.

2. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2010. – N2.

3. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М. : Книголюб, 2013.

Публикации по теме:

Анализ результатов адаптации детей ранней группы к условиям детского сада В этом учебном году мы приняли самых маленьких малышей от 1,5 лет до 3 лет 17 детей. Мальчиков – 12, девочек - 5 Прием детей начали с.

Игры с детьми в период адаптации ребенка к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду»Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

Квест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского садаКвест-знакомство в период адаптации детей к условиям детского сада Тип организованной деятельности: Прогулка квест-знакомство с при-влечением воспитанников старшего дошкольного возраста. Цель: создать.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУПроектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.

Проектная деятельность. Значение личностно развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя Проектная деятельность. Значение личностно-развивающего взаимодействия ребенка и воспитателя. Многочисленные исследования психологов и педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребенка к условиям ДОУ
Опубликовано: 26 октября 2021 в 22:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействия воспитателя и семьи в период адаптации ребенка к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Муратова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД