Лучший педагог года

Поэзия для детей А. Орловой и М. Бородицкой

Екатерина Дёмина
Поэзия для детей А. Орловой и М. Бородицкой

Поэт и переводчик Марина Бородицкая родилась в Москве 28 июня 1954 года. Принадлежа к поколению писателей перестроечной волны, М. Бородицкая исповедует принципы литературы, свободной от стереотипов, от идеологического каркаса, раскованной, игровой по духу. Поэтесса убеждена, что детские стихи пишутся с запасом нечаянной радости – от открытия, от совпадения авторского и читательского восприятия, эстетического удовольствия от смысла и слова. Оттого ее стихи успешно способствуют формированию глубоких, чутких, творческих читателей.

Публикация «Поэзия для детей А, Орловой и М, Бородицкой» размещена в разделах

Поэзия М. Бородицкой питается отзвуками земной жизни, узнаваемых личных впечатлений и ассоциаций. Поэтесса тонко чувствует мир детства и умеет замечательно точно о нем рассказать – о детских играх, прогулках, шалостях, мире семьи, жизни школы. Она свободно владеет языком детства, увлекая читателя процессом постижения жизни. Стихотворения Бородицкой виртуозно передают особенности детского мировидения, остроту и глубину зрения ребенка, его разнообразные ощущения и эмоции, детскую чистоту, полет ребячьей фантазии, неиссякаемую веру в чудо. Психологическая глубина изображения движений детской души и явлений жизни ребенка соединяется в ее поэзии с игровой стихией. / И. Н. Арзамасцева // Русские детские писатели ХХ в. : словарь. – 2-е изд. –

Хочется начать с первого сборника «Убежало молоко».

Взяв в руки книгу, можно увидеть незатейливые иллюстрации на детскую тематику. Открываем первую страницу, и уже заинтересовывает стиль написания названия книги- написано не в одну строку, как принято видеть обычно в книгах, а слово «молоко» разделено по слогам и написано в столбик. А ещё, внутри каждой гласной буквы есть свой житель, -это рыбы и животные (говорит о разнообразии произведений, которые представлены в сборнике); согласные буквы украшены цветами. Все буквы яркие, красочные, шрифт выполнен не в строгом стиле, а буквы находятся в танце, играя со своим читателем, чем автор уже привлекает внимание к своему творению.

Стихотворение «Улов».

Казалось бы, простое стихотворение про рыбалку. НО! В этом произведении целью автора не ставится простое рассказывание про рыбалку, оно заключает глубокий смысл.

Герой не просто рыбак-он чудак.

На просьбу показать свой улов, он отвечает: «Показать –не покажу»-игра слов, «я в уме его держу».-глубокий смысл. В жизни для рыбака богатый улов-«что в ведре». В чём богатство нашего рыбака, в том, что рыбки проплывая могут щекотать, краб может щупальцами ухватить за палец «проплывали две рыбёшки, щекотали мне ладошки, краб мизинец мне пожал и по делу побежал, у камней мальки порхали, плавничками мне махали, и дельфин издалека, улыбнулся мне слегка»-эти строки говорят о том, что наш «рыболов» богат впечатлениями, эмоциями. В водоёме такая же жизнь, заботы, все куда- то торопятся, у них тоже есть и семьи и дети «мальки». Идёт некое сравнение с жизнью людей Фраза «-Да, богатый твой улов,ты счастливый рыболов», говорит о том, что счастлив человек от того, что он богат тем, что он видит красоту вокруг себя-вот он процесс постижения жизни.

Перейдём к стихотворению «Шторм». Где может быть шторм, конечно же в море! «И вскипает, и клокочет»-читатель представляет как море бушует, но тут видим фразу «поварёшкою мешает, пену белую снимает…». Прием шутливого перевертыша. Присутствует алогизм –поварёшка в море. Где можно увидеть такую картину, конечно же, мама варит суп и всё там кипит, и бурлит. «Так и есть, пересолил»-шуточная реплика повара. Автор показывает связь процесса обычного приготовления обеденного супа и бушующего моря. Как похожи эти два действия. Марина Бородицкая смотрит на обычную жизнь глазами ребёнка, и это передаёт в своих произведениях.

Рядом со стихотворением «Шторм видим стихотворение «Убежало молоко».

Море, и рядом молоко. В чём связь? Как и в предыдущем стихотворении череда событий происходит очень быстро: всё бурлит, кипит и бежит. Прослеживается игривый взляд на обыденность.

Весёлое, ритмичное стихотворение. «Убежало молоко. убежало далеко!»-словесная игра,. «Вниз по лестнице скатилось, вдоль по улице пустилось.»-фразы напоминают считалочку, действия показаны яркими глаголами. «Молоко бежит по лестнице»-алогизм, некая несуразность с одной стороны, но этим приёмом автор показывает как за короткий промежуток времени совершается большое количество действий. Читаются эти строки непроизвольно быстро, что показывает скорое развитие событий. «Вверх по лестнице пыхтело и в кастрюлю заползло». Здесь мы видим игру ритмов (только летело и уже ползёт, устало). «Закипело!»-благодаря восклицанию видно как действие резко останавливается. «Тут хозяйка подоспела».

Сборник «На кого он похож». В этом сборнике цикл стихотворений о ряде событий семьи- «Ждём брата», «Ура!», «Привезли!», Наблюдение», «На кого же он похож», «Во дворе».«Привезли», «Наблюдение». В этом сборнике стихотворения добрые, лиричные, задумчивые, местами шутливые, озорные, то восторженно звонкие, игровые, — причудливая смесь настроений, цепочка открытий, бесконечное счастье познания и наслаждения жизнью. Казалось бы, обычная жизнь, обыкновенные детские шалости, радости, огорчения, но чудо поэтического видения, помноженного на глубокое чувство, создаёт картину незабываемую. «Вынул соску любимую брат изо рта – И даё т мне: попробуй, мол, вот вкуснота. Сам ещё не встаёт, не садится - А уже научился делиться.» Присутствует и ирония-«Папа говорит –на маму, ….Мама говорит на папу…Обе бабушки друг друг дружке уступают битый час (используются фразеологизмы»-проскальзывают нотки лести, автор немного высмеивает действия взрослых, но в тоже время -всё это создаёт образ крепкой, дружной и любящей семьи.

Перейдём к сборнику «Синяя сказка»

Оформление книги ;цветовая гамма, название сборника создаёт впечатление чего-то холодного, но в тоже время сказочного. Стихотворение «По серебряной дорожке» -это стихотворение хочется напевать, прослеживается фольклорный жанр- колыбельная. Фольклорные образы – ясная луна, малый сынок, мягкая постель. Эти приемы помогают воссоздать нежное эмоциональное состояние засыпания, погружение в сновидения, приглашая и читателя отправиться в мир чудесных грез. «Скажет ясная луна» используется антропоморфизм). «Голубая тишина», «голубого молока» (оксюморон).

Как видим, Марина Бородицкая – умелый и изобретательный мастер. Органичное сочетание в ее поэзии духовно-нравственной глубины и многоуровневой игры, обыгрывание бытовых ситуаций, смешение реальности и воображения, сказочная и игровая стихия помогают углубить познание мира, содействуют развитию интеллектуальной и творческой свободы.

Анастасия Орлова – довольно молодой детский автор, но в её библиографии уже немало книг, полюбившихся детям. опубликовано более 20 книг для детей : «Это грузовик, а это прицеп», «Грузовик и прицеп едут в командировку», «Грузовик, прицеп и новогодняя елка», «Мы плывём на лодке» и т. д Поначалу она писала только стихи для своих малышей, после стала собирать их в книги. Стихи её легко заучиваются детьми, а прозаическая книга «Это грузовик, а это прицеп» стала любимой сказкой для многих малышей. Рассказ может кому-то показаться примитивным, но дети воспринимают его с первого слога.

Незатейливое название сборника «Это грузовик, а это прицеп», детское красочное оформление-притягивают взор ребёнка и развивают интерес. Само название уже знакомит нас с героями книги. В тесте используется звукоподражание : «Бах-Бах. Прыг-Прыг»; цветное выделение, использование заглавных букв «БЫСТРЕЕ! БЫСТРЕЕ!»- благодаря чему читатель переживает всё, что происходит с героями книги,оживают эмоции. Ребёнку очень понравится такая книга.

Про грузовик и прицеп у Анастасии Орловой целая серия историй.

Начиная с первого сборника, заметна тесная связь грузовика с прицепом, которая сравнима с отношениями между папой сыном. Вот грузовик собирается в командировку.

«…Прицеп проснулся. И как прицепится к грузовику! Крепко-крепко! А у грузовика важные дела в городе. С прицепом в городе неудобно.

Грузовик его отцепляет, а прицеп ни в какую! Сердится грузовик: “У меня работа! В городе с прицепом ни пройти, ни проехать!”А прицеп ни за что не отцепляется.». Все эмоции и чувства у грузовика сравнимы с человеком. Книга очень подходит для совместного просмотра и чтения –она сближает, заставляет непроизвольно задуматься взрослых над своими отношениями с детьми.

Хочется немного сказать о сборнике «Сонная книга». Само название говорит о том, что это сборник для чтения на ночь. Произведения в виде прозы. «Сонная книга» – это размышления о сне, о снах. Стихи написаны в разное время, но, мне кажется, они хорошо сложились в цикл. Иногда в них сбивается ритм, а иногда они и вовсе верлибры. Это созвучно переходу из яви в сон. Я думаю, под нее приятно уплывать в дрему на полуслове», – рассказывает о своей книге Анастасия Орлова.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дети и поэзия»Фотоотчет «Дети и поэзия» Дети и поэзия. Ежегодно два раза в год в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Важно провести его не обыденно, а как праздник. Родители.

Фотоотчёт «Поэзия цветочного мира»Фотоотчёт «Поэзия цветочного мира» Всё может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим! Все.

Фотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» ВидеоФотозарисовка о IV Всероссийском литературном фестивале-конкурсе «Поэзия русского слова» Видео "Непутёвые заметки" Совершенно неожиданно в конце сентября мы оказались в Анапе. Летом муж получил приглашение участвовать в литературном.

Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группыСценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.

Консультация «Как появилась поэзия» Известно одно красивое персидское сказание, которое повествует о том, что поэзия была порождена любовью. В сказании рассказывается о любви.

Консультация для родителей «Колыбельные песни — поэзия раннего детства» Консультация для родителей «Колыбельные песни- поэзия раннего детства»Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельные песни –.

Моя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштанеМоя поэзия для детей о природе: стихотворения «Земляника» и «Диалог о чернике», загадка о каштане Уважаемые друзья и гости моего блога! Хочу представить вашему вниманию фотографии удивительных уголков природы моего края,которые и вдохновляют.

Спортивный праздник ко Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей старшего возраста Цель: Организация спортивной досуговой деятельности дошкольников в летний период. Задачи: 1. Воспитывать у детей дружелюбие, радость от.

«Танкист из «тридцатьчетверки». Музей танка Т-34 (Часть 2. Поэзия С. Орлова)«Танкист из «тридцатьчетверки». Музей танка Т-34 (Часть 2. Поэзия С. Орлова) (Часть 2. Поэзия Сергея Орлова) Кузнечики стучат в траве, Как танки вдалеке "Тридцатьчетверки" и КВ Стоят в березняке. С. С. Орлов Я продолжаю.

Участие в областном творческом конкурсе «Поэзия моря» к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского в Год экологииУчастие в областном творческом конкурсе «Поэзия моря» к 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского в Год экологии 2017 год — год 200-летия со дня рождения выдающегося художника, Ивана Константиновича Айвазовского. Его морские пейзажи – гимн морю и морской.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Поэзия для детей А. Орловой и М. Бородицкой
Опубликовано: 20 июля 2021 в 05:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поэзия для детей А. Орловой и М. Бородицкой» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Дёмина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД