Получи документы

Проект «Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»

Ирина Рябцева
Проект «Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №15 комбинированного вида

Проект

«Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»

Подготовила и провела:

учитель-логопед

Рябцева Ирина Валерьевна

Одинцово 2021

Краткосрочный проект

«Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах

На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.

Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего! Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР 3,4 уровня, ФФН, ФН. Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

• Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.

• Овладению звуко-буквенным анализом

Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);

Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

• Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Развитию лексико-грамматических категорий;

• Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

• Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

• Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).

Цель проекта : создать условия для успешного развития речи дошкольников с нарушениями речи при использовании элементов лего-конструирования.

Задачи проекта :

• пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

• создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;

• повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;

• привлечь родителей к сотрудничеству.

Продолжительность проекта :

1 неделя (с 21.05. по 25.05.2021 г.)

Участники проекта :

учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, посещающие коррекционно-развивающие занятия.

Предполагаемые результаты:

• Положительная динамика речевого развития детей.

• Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

На подготовительном этапе было проведено:

• Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.

• Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.

Основной этап включил в себя:

Время проведения мероприятия Работа с детьми

Понедельник Конструирование изучаемых букв;

Игры на развитие речевого дыхания;

Игры на развитие силы голоса.

Вторник При помощи лего - конструктора моделирование звуков (гласный – согласный).

Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием лего-конструктора.

Среда Отработка чистоговорок по лего-дорожкам, нажимая на лего-кнопочки.

Работа над слоговой структурой слова с использованием лего-конструктора.

Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.

Четверг При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Автоматизация и дифференциация звуков с опорой на лего-конструктор.

Составление рассказов по заданной постройке.

Пятница Логопедическая викторина «Здравствуй, Лето»

В своей работе разработала и проводила такие игры:

Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»

Цели:

1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.

Ход игры

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цели:

1. Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

Игра «Колодец»

Цели:

1. Автоматизация звука Л в предложениях.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т. д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

Цели:

1. Автоматизация звука С в предложениях.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.

Ход игры

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т. д.).

Игра «Картина»

Цели:

1. Упражнять в подборе слов признаков.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

Цели:

1. Упражнять в подборе слов антонимов.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

Игра «На полянке»

Цели:

1. Автоматизация звуков Ж, Ч.

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.

Ход игры

Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.

Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.

Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.

Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.

Ребенок повторяет за логопедом.

Игра «Тихо-громко»

Цели:

1. Автоматизация звуков в слогах.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор лего, пластина.

Ход игры

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

Цели:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.

Ход игры.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.

С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.

В своей работе мне хотелось:

• пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

• повысить познавательную активность и работоспособность детей;

• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

• создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;

Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования» Цель: Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей. Задачи семинара:• Дать общее представление о.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 01:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Лего-конструирование как средство речевого развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рябцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД