Лучший педагог года

Проект для детей 5–6 лет «От зёрнышка до каравая»

Ирина Стрекаловская
Проект для детей 5–6 лет «От зёрнышка до каравая»

Актуальность

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, в предметах, созданных руками человека, в общественной и собственной жизни.

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучению природы и её связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек - это часть природы и должен беречь и уважать окружающий мир.

Публикация «Проект для детей 5–6 лет „От зёрнышка до каравая“» размещена в разделах

Хлеб – это не просто продукт сделанный руками человека, а это символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы он всегда был на нашем столе? Тема хлеба никогда не теряла своей актуальности. Хлеб всегда рядом с людьми, он помогает жить, даёт силы для работы, ему отведено главное место на столе. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб -кормилец остаётся самым большим богатством на земле. Почтительное отношение к хлебу, к нелёгкому крестьянскому труду определяет уровень культуры человека и общества в целом.

К сожалению, в наше время дети имеют недостаточное представление о хлебе, о его полезных свойствах. Не знают профессий людей, связанных с его производством. Плохо употребляют его в пищу, порой небрежно относятся к нему. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми и создать проект «От зернышка до каравая».

Цель проекта :

Формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей сельского хозяйства.

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с ним;

- Расширить знания детей о процессе выращивания и значении хлеба в жизни человека, его изготовлении.

- Систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря, продавца. Показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.

2. Развивающие:

- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

- Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и

умозаключения.

3. Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;

- Воспитывать желание делиться полученными знаниями.

4. Во взаимодействии с родителями: выстроить совместную работу по формированию целостного представления о хлебе.

Участники:

Дети, воспитатели, родители.

Партнёры проекта

ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система» .

Возраст детей : 5-6 лет

Тип проекта

Познавательно - исследовательский, творческий, долгосрочный (месяц).

Формы организации деятельности:

Для детей : занятие «Откуда хлеб пришел»;

- совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей, выставки работ, экскурсия, мастер-класс, исследовательская деятельность.

Для родителей: Консультации, беседы, мастер-класс, участие родителей в выставке «От зернышка до каравая», создание «Кулинарной книги».

Методы и приемы

Словесные, наглядные, игровые, практические,исследовательские

Материально-технические ресурсы

Для реализации проекта «От зернышка до каравая» нам понадобилось следующее:

1. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ".

2. Информационные ресурсы: методическая литература по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного возраста о хлебе, интернет-ресурсы.

3. Материально-технические ресурсы: материалы к НОД и совместной деятельности с детьми, компьютер, проектор.

4. Условия реализации проекта : группа, ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система».

Предполагаемый результат

Воспитанники получат знания о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас. Осознают, что хлеб – это итог большой работы людей различных специальностей сельского хозяйства; приобретут представления о ценности хлеба и будут, бережно относится к нему.

Родители заинтересуются совместной работой по формированию целостного представления о хлебе.

Риски реализации проекта

- Возрастные и личностные особенности детей;

- Незаинтересованность родителей данной темой.

Продукт проектной деятельности

Детские работы, выполненные в технике пластилинография «Золотые колоски», мукосолька «Эх, баранки-калачи», материал для выставки «От зернышка до каравая», рисунки «Каравай», сборник рецептов «Кулинарная книга», картотека «Пальчиковая гимнастика», наглядный материал к совместной деятельности

Основные этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в ходе нескольких этапов:

Подготовительный этап:

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств;

- сбор информации по теме: изучение методической литературы по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного возраста о хлебе;

- подготовка материала и оборудования;

- составление плана работы;

- информация для родителей о предстоящей деятельности.

Ответственные: воспитатели группы.

Основной этап:

Ответственные: воспитатели группы, работники ГДБ.

Занятие «Откуда хлеб пришел»

Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба

Задачи: Познакомить с историей возникновения хлеба;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитывать бережное отношение к хлебу

Совместная деятельность

«Золотые колоски»

Обучить детей изображению колоска нетрадиционным способом пластилинографией.

Расширить и углубить знание детей о пшеничном колосе, его внешнем виде.

Воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность при работе с пластилином. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

«Каравай»

Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Развивать изобразительные навыки, образное представление.

Воспитывать эстетический вкус.

«Опытная станция»

Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;

Превращение зерна в муку (кофемолка ручная, электрическая).

Замешивание теста.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;

Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»;

«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»

«Хлеб всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;

«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»;

«Какой бывает хлеб»;

«Пшеница – спутница и кормилица человека»

Формировать представления о процессе выращивания хлеба. Показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.

Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.

Чтение художественной литературы о хлебе:

Сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;

М. Глинская «Хлеб»;

В. Ремизов «Хлебный голос»;

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», «Хлеб хлебу брат», сказка «Сто колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном зернышке»;

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;

И. Токмакова «Что такое хлеб»;

С. Погореловский «Вот он хлебушек душистый»;

С. Михалков «Булка».

Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.

Закреплять знания детей о хлебе. Развивать слуховое восприятие, умение отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы. Развивать мышление, память. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»;

«Хлебный магазин»;

«Кулинария».

Развивать игровые умения детей.

Дидактические игры:

«Назови профессию»;

«Что, где растет»;

«Что из какой муки испекли?»;

«Четвертый лишний»;

«Что сначала, что потом»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Как превратить муку в тесто?»;

«Назови ласково».

Закреплять полученные знания.

Пальчиковые игры: «Копна», «Как у деда Ермолая»;

Физкультурные минутки: «Каравай», «Колосок и зернышки», «Мы пшеницу сеем»

Экскурсия выходного дня «Хлеб-всему голова»

Совместная деятельность детей и родителей.

Мастер-класс

«Эх, баранки-калачи»

Закреплять умения детей работать с соленым тестом, использовать его свойства при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемом образе.

Закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Развивать моторику пальцев рук. Способствовать развитию творческого воображения детей через использование в работе природного материала.

Воспитывать эстетический вкус.

Заинтересовать родителей в совместном изготовлении поделки нетрадиционными техниками. Содействовать сплочению детей и родителей группы на основе общих интересов.

Выставка «От зернышка к караваю».

Развитие эстетических чувств художественного восприятия художественно-творческих способностей.

Вовлечь родителей в совместную работу по формированию знаний о хлебе.

Фотовыставка «Странички кулинарной книги»

Способствовать обмену интересов детей и родителей в художественно-творческой деятельности.

Результативный этап:

В заключительной части проекта организована в группе выставка «От зернышка до каравая».

Цель выставки: развитие эстетических чувств художественного восприятия художественно-творческих способностей.

Вовлечь родителей в совместную работу по формированию целостного представления о хлебе.

Ответственные: воспитатель, дети, родители.

Достигнутые результаты и эффекты

Проект «От зернышка до каравая» реализовал поставленные задачи:

Воспитанники познакомились с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с ним.

Имеют представления о процессе выращивания и значения хлеба в жизни человека, его изготовлении. Знают о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря. Рассказывают о значимости сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования.

В ходе познавательно – исследовательской деятельности рассуждают и делают выводы.

Бережно относятся к хлебу.

Родители заинтересовались совместной работой по формированию целостного представления о хлебе. 80% семей с желанием приняли участие в выставке поделок «От зернышка до каравая», фотовыставке «Странички кулинарной книги», а также в совместной экскурсии выходного дня в ГДБ. Родители поделились своими положительными впечатлениями с педагогами группы.

Пополнена ППРС группы материалами для совместной и самостоятельной деятельности детей.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный проект ориентирован на формирование целостного представления о хлебе. Полученные результаты и опыт реализации проекта можно использовать, как основу для обобщения передового педагогического опыта, повышения профессионального мастерства.

Список используемой литературы:

1. Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.

2. Расскажите детям о хлебе. Умные карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика-Синтез.

3. Сайт: «Родная тропинка: развитие ребенка от рождения до школы»

rodnaya-tropinka.ru

Публикации по теме:

Сценарий «Праздника каравая!» в детском садуСценарий «Праздника каравая!» в детском саду Сценарий праздника "Праздник каравая!" Площадка празднично украшена. На столах стоят короба с хлебобулочными изделиями, с фруктами, овощами.

Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая»Сценарий праздника «Путь от зернышка до Каравая» Сценарий праздника «Путь от зёрнышка до Каравая» Цель: 1. Расширить представления детей о хлебе и его изготовлении. 2. Учить детей беречь.

Фотоотчёт о проекте в старшей группе «От зёрнышка до булочки»Фотоотчёт о проекте в старшей группе «От зёрнышка до булочки» По тематической неделе "Хлеб всему голова" в нашей группе прошёл проект "От зёрнышка до булочки" Мы с ребятами говорили о том, как хлеб.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитиюИнтегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «День рождения каравая» по физическому развитию Интегрированное занятие в старшей группе «День рождения каравая».Цель: закрепление представлений детей о выращивании хлеба; формирование.

Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Исследовательский проект для детей 6–7 лет «Путешествие пшеничного зёрнышка» Образовательный проект детей 6 – 7 лет Авторы и руководители.

Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая»Конспект музыкального занятия «От зернышка до каравая» Конспект музыкального занятия "От зернышка, до каравая", для детей старшего дошкольного возраста Цель. Уточнить и закрепить представления.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая»Мастер-класс для педагогов по изготовлению макета «От зернышка до каравая» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работая над проектом "Хлеб - наше богатство", мною был изготовлен макет "От зернышка до каравая". Хочу.

Мини-музей «От зерна до каравая»Мини-музей «От зерна до каравая» В ноябре 2014 года ребята средней группы вместе с воспитателем организовали в группе мини-музей "От зерна до каравая", целью которого было.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей 5–6 лет «От зёрнышка до каравая»
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 11:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей 5–6 лет «От зёрнышка до каравая»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Стрекаловская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД