Лучший педагог года

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина — мой любимый город Чкаловск»

Татьяна Корнилова
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина — мой любимый город Чкаловск»

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе „Моя малая Родина — мой любимый город Чкаловск“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия! Актуальность: У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается нашему любимому городу Чкаловску, который является Родиной моих воспитанников.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Гипотеза исследования: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях. Будут знать имена тех, кто основал его, начнут проявлять интерес к природе северного края, к жизни коренного населения, к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.

Цель проекта : Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

Обогащать представления детей о Малой Родине : поддерживать любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); познакомить с символикой города, области, развивать умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживать проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.)

Вид проекта : познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный (с 1 сентября 2023 по 1 мая 2024года).

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты: В ходе работы над проектом дети познакомятся с историей родного города, символикой, достопримечательностями. Сформируется положительное отношение к окружающему миру, своей семье, другим людям, самому себе. Вырастет интерес к коренному населению, его культуре, быту. Будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни, округа, страна в цело и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Возникнет чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.

Появится и утвердится определенный набор нравственных качеств:

- нравственные чувства (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

- нравственный облик (терпение, милосердие);

- нравственная позиция (способность различию добра, зла, готовность к преодолению жизненных испытаний);

- нравственное поведение (готовность к служению Отечеству, послушание, добровольность).

Появится ответственность за свои дела и поступки.

Новизна проекта.

Заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта :

интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы обучения, совместная деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;

комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;

взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.

в создании условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Практическая значимость.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Обогащение предметно - пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.

Внедрение в практику совместную работу семьи и детского сада по решению поставленных задач.

Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей, воспитание уважения к людям, прославившим наш город.

Теоретическая значимость.

Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно - волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.

Нравственно - патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о своей малой Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Проект «Моя малая Родина – любимый город Чкаловск» разработан на основе основной образовательной программы ДОУ и в соответствии с нормативно - правовыми документами по дошкольному образованию:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», №273- ФЗ от 21.12.2012г.

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10. 2013. г. №1155.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124- ФЗ.

Проект «Мой город Чкаловск» разработан на основе вариативных программ:

Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».

В. Н. Вишневская «Программа духовно - патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси

М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Новицкая «Наследие».

В. И. Савченко Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников».

Принципы создания проекта.

- Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть. услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Принцип интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.

- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

- Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

- Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и приемы:

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2. Обьяснительно - иллюстративные.

3. Демонстрационные.

4. Проблемные ситуации.

5. Словесные.

6. Исследовательские.

7. Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

8. Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.

Формы организации детей:

Беседы

Экскурсии.

Целевые прогулки.

НОД.

Продуктивная деятельность.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

Сюжетно - ролевые игры.

Театрализованные игры.

Рассматривание тематических альбомов.

Организация выставки поделок сделанных вместе с родителями.

Выставки детских рисунков.

Изготовление поделок к праздникам для родителей.

Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта.

Чтение художественной литературы.

Праздники.

Развлечения.

Просмотры презентаций, фильмов.

Формы работы с родителями.

Анкетирование.

Родительское собрание.

Индивидуальные беседы.

Консультации.

Организация встреч с интересными людьми.

Акции:

Совместные выставки, праздники, развлечения, экскурсии.

Продукт проектной деятельности.

Фотогазета «Вместе с городом растем».

Выставка поделок из природного материала «Что нам осень подарила».

Альбомы «Мой город», «Старый Чкаловск»

Выставка рисунков «Мой Чкаловск».

Развлечение «День Матери», «Мы будущие защитники».

Интегрируемые образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».

Тип проекта : открытый (в контакте с семьей, познавательный, творческий, групповой.

Длительность проектной деятельности : годовой (сентябрь 2023г. – май 2024г.)

Реализация задач предусматривала три этапа:

1. Организационно - диагностический.

2. Формирующий

3. Обобщающий

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Этапы Содержание

1этап.

Организационно - диагностический Диагностика по выявлению знаний у детей о своем городе. Анкетирование родителей.

Создание развивающей предметно – развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Составление перспективного тематического плана.

Проведение родительского собрания.

2этап.

Формирующий. Организация бесед с родителями.

Оформление информационных стендов.

Оформление альбома «Наш город Чкаловск», «Гипюр», «Старый Чкаловск».

Экскурсии в музей: им. В. П Чкалова, в «Аптеку», «Магазин».

Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные, развлечение по данной теме.

Составление картотек стихов, игр. Оформление газет, папок передвижек, информационных уголков по теме.

Беседы с детьми из цикла «Встречи с интересными людьми».

3этап.

Обобщающий. Обобщение результатов работы.

Педагогическое обследование.

Подведение итогов.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по ознакомлению с родным городом.

Октябрь.

1. Рассказ воспитателя «О символике родного края».

Цель: сформировать у детей у детей представление о сущности и значении символов г. Чкаловска, Нижегородской области. Рассматривание карты

России, карты области, города

2. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него. Рассматривание иллюстраций с видами города.

3. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

4. «Изготовление коллажа «Мой город»

Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам.

Ноябрь

1. Составление рассказов «Дом, в котором я живу».

Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов.

2. Целевая прогулка «Дома на нашей улице».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

3. Рисование «Дома на нашей улице».

Цель: формировать представление о родном городе, родной улице; домах находящихся на ней.

4. Конструирование «Самое красивое здание нашего города»

Цель: совершенствовать умение планировать свою деятельность и в соответствии с заданием отбирать нужные детали строителя.

Декабрь

1. Рассказ воспитателя о достопримечательностях города.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.

2. Беседа «Чем славится город» (на основе наглядного материала)

Цель: побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем славится город. Учить замечать красоту окружающего мира. Воспитывать в детях патриотические чувства : любовь к родному городу, гордость за него, желание сделать его красивым, оберегая и приумножая природу.

3. Прогулка «Природа зимой».

Цель: развивать умение детей видеть красоту природы зимой.

4. Беседа о подготовке города к встрече Нового года.

Цель: Воспитывать чувство гордости за свой город; развивать и поддерживать радостное настроение.

Январь.

1. Виртуальная экскурсия «Путешествие по городу».

Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

2. Беседа «Чем помочь родному городу

Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.

3. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Цель: прививать интерес и любовь к родному городу, району.

4. Фотоколлаж «Вместе с городом растём».

Февраль

1. Беседа «Они прославили наш город».

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Экскурсия в музей В. П. Чкалова

Цель: повысить интерес к подвигу летчика и истории нашего города и страны, укрепить связи поколений. Расширять и дополнять знания детей о музее. Стимулировать познавательный интерес к краеведческому материалу

2. Беседа «Профессии моих родителей»

Цель: уточнить у детей знание профессий своих родителей.

3. Экскурсия в центральную районную библиотеку.

Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.

4. Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Март

1. Беседа «Парки и скверы города».

Цель: продолжать знакомство с достопримечательностями родного города. Дать детям знания о местах отдыха его жителей. Познакомить с местом детского отдыха

2. Составление рассказа «Любимые места отдыха в нашем городе».

3. Беседа «Что такое памятник?». Рассказ воспитателя об исторических памятниках города.

4. Экскурсия к памятнику В. П. Чкалова.

Апрель

1. Беседа «Что мы знаем о родном городе»

Цель: Выявить знания детей о родном городе.

Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живём в городе Чкаловске.

2. Экскурсия в аптеку.

Цель: продолжать знакомить детей с общественными зданиями города, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города; знакомить детей с различными профессиями (фармацевт).

2. Конкурс рисунков «Мой любимый город» (совместно с родителями).

Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.

Май

1. Боевая слава города.

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток ветеранам.

Цель: Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

2. Экскурсия к Памятнику погибших воинов с возложением цветов.

Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Список литературы.

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников, М. : Перспектива, 2008г.

2. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом М. : ТЦ Сфера. 1999г.

3. Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ.

4. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма детском саду. Практическое пособие М. : Аркти, 2007г.

5. Вишневская В. Н. «Свет Руси» программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет М. : «Аркти», 2004г.

6. Данилина Г. Н. «Дошкольнику - об истории и культуре России». М. : «Аркти» 2005г.

7. ЗеленоваН. Г. «Мы живем в России». М. «Скрипторий», 2007г.

8. Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина…Практическое пособие для работников ДОУ». М, 2003г.

9. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина. М. : «Сфера» 2003г.

10. Логинова Л. В. «Что может герб нам рассказать». М. : «Скрипторий», 2003г.

11. Маханева М. Д. нравственно - патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие. М. : Сфера, 2009.

12 .Микляева Н. В. «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет». М. «Айрис-пресс».

13. Мослова Л. Л. «Я и мир». Санкт-Петербург». Детство-Пресс»,2009.

14. Рыбалкова И. «Ознакомление с родным городом как средства патриотического воспитания». Дошкольное воспитание. 2003, №6

Педагогическое обследование детей

Представление детей о городе (опрос).

Вопросы:

как называется страна, в которой ты живешь?

как называется город, в котором ты живешь?

назови адрес, по которому ты живешь?

как называют жителей нашего города?

какие красивые здания в своем городе ты знаешь?

в каких местах чаще всего любишь бывать вместе с семьей?

чтобы ты показал гостю, который приехал в наш город?

Анализ педагогического обследования: в результате обследования в начале проекта уровня знаний о своем городе выяснилось, что у детей отсутствует система знаний о родном городе. Знания носят эпизодический, разрозненный характер, совершенно не знакомы с историей города, культурой и бытом коренного населения, слабы нравственно-патриотические качества.

Сравнительный анализ результатов позволяет отметить положительную тенденцию в формировании нравственно-патриотических качеств. Реализация проекта позволила сформировать у детей представление о прошлом и настоящем своего города, проявился интерес к коренному населению, его культуре, природным ценностям, жителям, традициям.

Поэтапное содержание проекта.

Анализ результативности работы проекта.

Данный проект нашел эмоционально – положительный отклик среди всех участников проекта : детей, родителей, педагогов. Работа над ним способствовала решению всех поставленных задач.

У детей появилось желание быть похожими на близких людей в своих делах и поступках на благо своего города. Возникает желание рассказать о прошлом и настоящем города, его жителях через разные виды деятельности (рассказы, рисунки, аппликации, презентации).

Подводя итог можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала:

самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;

возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников;

активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;

активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;

созданию системы знаний по теме проекта, расширить кругозор, повысить познавательную активность;

помогла формированию положительной направленности поведения, формированию доброжелательных отношений в коллективе детей;

обогащению предметно-развивающей среды в группе, созданию уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, различных выставок, фильмотеки.

Заключение.

Нравственно - патриотическое воспитание в детском саду заключается в том, чтобы развить у ребенка нравственное сознание, сформировать чувство любви к родному дому, к своей семье, к истории и культуре своего города, края, своей страны созданной трудом людей тех, кого мы называем родными.

Работа над проектом «Мой город – частица Родины большой», позволяет сделать вывод, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – это процесс сложный и длительный. Он не ограничивается одним проектом. Эта работа должна проводиться систематично, планомерно в разных видах деятельности по разным направлениям: это и воспитание любви к близким людям, и формирование интереса к прошлому и настоящему родного города, знаменитым людям своей страны.

Работа, проделанная в ходе реализации проекта, способствовала зарождению первых ростков патриотизма у детей, которые в будущем должны превратиться в большую любовь к нашей великой Родине, а это возможно лишь при условии совместной, целенаправленной деятельности педагогов и родителей.

Данный проект можно использовать в любой старшей группе дошкольного образовательного учреждения, в кружковой работе, начальных классах.

Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает навыки познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, работать в коллективе, а такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя малая Родина — поселок Повенец» Программное содержание: - Расширить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина» Цель: формирование патриотических чувств у старших дошкольников к родному городу. Задачи: 1. Раскрыть историческое понятие «город». 2. Расширить.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию и патриотическому воспитанию «Мой любимый и родной город Ртищево» Конспект НОД социально коммуникативное развитие патриотическое воспитание для детей старшей группы Тема: Мой любимый и родной город Ртищево.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина — мой любимый город Чкаловск»
Опубликовано: 5 мая 2024 в 21:07
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД