Лучший педагог года

Проект «Успешная адаптация»

Светлана Пискунова
Проект «Успешная адаптация»

Проект

педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

«Успешная адаптация».

Подготовила:

Пискунова С. В.

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Публикация «Проект „Успешная адаптация“» размещена в разделах

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,6-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.

Актуальность

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Основные участники проекта:

• дети I группы раннего возраста;

• родители;

• воспитатели;

Сроки реализации: август – октябрь 2017г. (среднесрочный)

Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Задачи:

1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада

2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.

4. Создание системы взаимодействия с родителями.

5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Основные педагогические принципы:

• систематичность и последовательность

• оптимизация

• демократизация

• преемственность

• уважение норм и ценности семьи

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- Наблюдения;

- Беседа.

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Предпроектный этап:

1. Создание банка данных о будущих воспитанниках

2. Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.

3. Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации

4. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.

5. Создание развивающей среды

6. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений

Основной этап

План реализации проекта

Период Содержание Ответственные

Август

-Родительское собрание «Адаптируемся вместе»»

-Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;

- Анкета для родителей

- Консультация «Как облегчить адаптацию»

- Консультация «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду»

Сентябрь Заключение договора с родителями;

- Карта наблюдения

- Памятка для родителей: Примите наши правила

- Консультация: «Малыш с года до двух. Какой он?»

- Памятка «Для вновь поступивших родителей»

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;

- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».

- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение «Вымой руки»;

- массаж «Грибной дождь»;

Октябрь - Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка летом»;

- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;

- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»

- Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта

3. Подведение итога на родительском собрании на тему: «День за днем говорим и растем»

3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта

Заключение:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкаль-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду в целом прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности.

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с

Публикации по теме:

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Адаптация учащихся 1 класса к школе Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе.

Консультация для родителей «Адаптация первоклассников» Уважаемые родители первоклассников! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте МОУ СОШ № 51! Первый год обучения в школе – это своего рода.

Адаптация проходит успешно-фотоотчетАдаптация проходит успешно-фотоотчет Привыкание малышей к детскому саду процесс очень непростой. Чтобы снизить напряжение и создать состояние благополучия в детском саду, педагоги.

Фотоотчет «Адаптация моих малышей»Фотоотчет «Адаптация моих малышей» Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду»Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Презентация «Адаптация детей дошкольного возраста» «Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений». Слайд2: Под адаптацией понимается процесс приспособления к изменяющимся.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Успешная адаптация в ДОУ В жизни ребёнка наступил очень ответственный период – поступление в детский сад: новое для него место с незнакомыми взрослыми. Ребёнок переживает:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Успешная адаптация»
Опубликовано: 6 апреля 2020 в 14:13
+165Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Успешная адаптация»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пискунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД