Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3–7 ЛЕТ

Юлия Заика
Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3–7 ЛЕТ

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

г. Каменск-Шахтинский

2019 г.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Публикация «Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3–7 ЛЕТ» размещена в разделах

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Можно смело утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, было решено применить нетрадиционные приемы изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Программа представляет собой развивающий образовательный курс, направленный на формирование у ребенка эмоционально - положительного отношения к ДОО, дополнение и систематизацию уже полученных знаний в художественно - продуктивной  деятельности, совершенствование художественно - эстетических навыков, воспитание самоорганизации, развитие познавательной  активности творческих способностей путем применения традиционной  и нетрадиционной  техник. Нетрадиционные техники  демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. В основу использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию "творца" активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку, именно поэтому, нетрадиционные техники и методики очень привлекательны для детей. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в продуктах своей деятельности собственных воображений, мыслей и своих впечатлений от окружающей жизни.   Разнообразие изобразительных нетрадиционных материалов делает художественно-продуктивную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения.

     Используемые методы в работе: позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; формируют эмоционально – положительное отношение к самому творческому процессу; способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

В ходе продуктивной деятельности дети начинают обладать навыками работы с различными художественными материалами, нетрадиционными техниками работы.   За время   обучения воспитанники закрепляют знания основ цветоведения, формообразования, композиции и рисунка, способов использования художественных материалов.

Общее положение

Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо-кружка МБДОУ д/c №39;

Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и регламентирующих документов системы образования;

Занятия проводятся с детьми от 3 до 7лет в форме занятий по изо-деятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы;

Работа по изо-деятельности проводится 2 раза в неделю.

Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта, с учетом основной образовательной программы МБДОУ д/с №39 и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 

Цель программы :

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

Образовательные :

1) Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

3) Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Развивающие:

1) Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2) Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям).

Воспитательные:

1) Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

2) Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.

3) Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам:

«Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом во время рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

«Познавательное развитие». Для занятий по изо-деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных. Занятия по изо-деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

«Музыкальная деятельность». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

 Отличительными особенностями программы являются :

- работа с различными материалами (акварель, гуашь, свеча, масляные и восковые мелки, соленое тесто);

- использование нетрадиционных техник рисования (свеча, акварель, монотипия, тычок сухой кистью или ватой, рисование ладошками, граттаж и др.);

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, конкурсы, выставки, а также групповые, интегрированные занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети с 3 до7лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия от 15 до 30 минут.

Материал:

акварельные краски, гуашь;

восковые и масляные мелки, свеча;

вата,

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

трубочки для напитков;

подставки под кисти;

кисти.

Приемы и методы, используемые на занятиях изо-кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

Наглядные методы и приемы: наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Правила проведения занятий:

Использование приема транслирования информации,

Отбор тематического содержания,

Главный герой рисования – ребенок,

Взрослый не стремится сразу исправить ребенка,

Педагог создает схематические изображения,

Не только рассказывать о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

Формы подведения итогов реализации рабочей программы :

 Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

 Тематические выставки в ДОУ.

 Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Показатели прохождения рабочей программы :

Узнают много об окружающем мире, так как занятия проходят по определенной теме.

Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.

Учатся рисовать различными материалами.

Развивают навыки по составлению сюжетов.

Дети учатся цветоведенью.

Экспериментируют.

Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Планируемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях необходимо давать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Учебный план 

Младшая и средняя группа

№п\п Месяц Тема Средство изображения

2. Октябрь 1. Осенний пейзаж Акварель

2. Ветка рябины в вазе Акварель

3. Дары осени (натюрморт). Акварель

4. Цыпленок Акварель

5. Одуванчики Нетр. техника. Вата

6. Мухомор Акварель гуашь

7. Животные леса. Ёж Акварель

8. Лебедь белая плывет Нетр. Техника

Ладошки.

3. Ноябрь 1. Экзотические рыбки Мелки и акварель

2. Волшебная кисточка Гуашь

3. Сказочный домик Гуашь

4. Утёнок Нетр. техника

«Тычки»

5. Колобок Акварель

6. Чудо – городец Гуашь

7. Цыпленок Гуашь

8. Роспись посуды Нетр. техника

«Пальчики»

4. Декабрь 1. Зимний пейзаж Акварель Гуашь

2. Снеговик Нетр. техника

«Тычки»

3. Ёлочка Гуашь

4. Новогодние шары Акварель и мелки

5. Снежинка гуашь

6. Рукавичка – невеличка Гуашь

7. Сорока Нетр. техника

«Ладошки»

8. Дед Мороз Гуашь

5. Январь 1. Зимний пейзаж Нетр. техника лист пекинской капусты

2. Бабушка Яга Гуашь

3. Клоун Гуашь

4. Два барана Нетр. техн. «Тычки»

5. Антошка Акварель

6. Дельфины Акварель

7. Задорные колокольчики Гуашь

8. Зима Акварель

6. Февраль 1-2. Персонажи из любимых мультфильмов Гуашь

3. Ёжик Нетр. техника «Тычки»

4. Деревья Нетр. Техника.

Рисование с помощью трубочек для напитков

5. Машина Нетр. техника «Пальчики»

6. Дюймовочка Гуашь

7. Котёнок Мелки

8. Ваза с цветами Акварель, мелки

7. Март 1. Подснежники Гуашь

2. Курочка с цыплятами Нетр. техника «Тычки»

3. Цветы для мамы Акварель

4. Репка Гуашь

5-6. Белка песни всё поёт, да орешки всё грызёт. Гуашь

7. Цветочный горшок. Нетр. техника

По выбору

8. Украшаем тарелочку.

8. Апрель 1. Весенний пейзаж. Гуашь

2. Бумажный змей Мелки, акварель

3. Егорка Гуашь

4. Подводный мир Акварель

5. Космический корабль Гуашь

6. Инопланетяне Гуашь

7. Городецкая роспись – доски Гуашь

8. Портрет Шарика Мелки

9. Май 1. Солнышко Гуашь

2. Стрекоза Гуашь

3. Бабочки Нетр. техника «Кляксография»

4. Сказочный попугай Нетр. техника.

Рисование на мятой бумаге

5. На болоте уточка Гуашь

6. Черепахи Нетр. техника «Тычки»

7. Декоративный кот Гуашь

8. Диагностика, занятие открытый показ для родителей  

 

Старшая и подготовительная к школе группа

№ п\п Месяц Тема Средство изображения

1. Октябрь 1. Осенний пейзаж Акварель

2. Дары осени (натюрморт) Акварель, восковые мелки

3-4. Аркадий Паровозов в гостях у детей Акварель

5. Ветка рябины в вазе Акварель гуашь

6. Бумажный змей Акварель, восковые мелки

7. Экзотические рыбки Мелки и акварель

8. Животные леса. Ёж Акварель гуашь

3. Ноябрь 1. Животные леса. Сова Акварель гуашь

2. Животные леса. Заяц Акварель

3-4. Папа, мама, я – спортивная семья Акварель

5. Любимые сказки. «Гуси-Лебеди» Акварель гуашь

6. Любимые сказки. «Баба Яга» Акварель

7. Любимые сказки. «Колобок» Акварель

8. Любимые сказки. «Царевна лягушка» Акварель гуашь

4. Декабрь 1. Зимний пейзаж Акварель гуашь

3. Зимние сказки. «Емеля» Акварель гуашь

4. Зимние сказки. «Снегурочка» Акварель гуашь

5. Ёлочка Акварель гуашь

6. Новогодние шары Акварель и мелки

7. Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! Акварель

8. Дед Мороз Акварель гуашь

5. Январь 1-3. Зимние забавы. Акварель гуашь

4. Животные зимой. Медведь в берлоге. Акварель гуашь

5. Животные зимой. Волк. Акварель гуашь

6. Городецкая роспись. Конь. Акварель гуашь

7. Городецкая роспись. Птичка. Акварель гуашь

8. Деревья Нетр. техника

6. Февраль 1. Домашние животные. Курочка с цыплятами. Акварель гуашь

2. Домашние животные. Кошка с котятами. Акварель

3-4. Наши защитники Акварель

5. Портрет папы Акварель

6. Пейзаж Нетр. техника.

Рисование по мятой бумаге

7-8. Дымковская игрушка. Лепка, гуашь.

7. Март 1. Открытка на 8 марта Акварель, восковые мелки

2. Портрет мамы Акварель

3. Цветы для мамы Акварель

4. Милая, ласковая, родная. Рисунок для мамы. Акварель

5-6. Хохлома Акварель гуашь

7. Весенний пейзаж. Березы Нетр. Техника. воск

8. Монотопия Нетр. Техника

8. Апрель 1. К празднику светлой пасхи Акварель

2. Храм Акварель гуашь

3. Роспись яиц Акварель

4. Космос Акварель

восковые мелки

5. Космический корабль Гуашь

6. Инопланетяне Гуашь

7-8. Гжель Акварель гуашь

9. Май 1-2. День победы Акварель гуашь

3. Сказочный попугай Акварель

восковые мелки

4. Клоун Акварель

восковые мелки

5. Летний пейзаж. Акварель

6. Декоративный кот Гуашь

7. Бабочки Нетр. техника

8. Ромашковое поле.  Акварель, гуашь

 

Организация предметно-пространственной среды:

Оборудование уголка ИЗО:

Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее время, и той теме, которую дети уже усвоили.

Фоны разного цвета, размера и формы.

Краски и другой изобразительный материал : гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом).

Кисти разных размеров.

Подставки для кисточек.

Стаканчики для воды.

Салфетки для кисточек.

Салфетки для рук.

Палитры для смешения красок.

Вата для смачивания бумаги перед работой акварелью; газеты для работы «по мокрому».

Инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки. В уголке ИЗО наряду с детскими работами вывешиваются репродукции произведений известных художников.

Материально-техническое обеспечение:

Наглядно-демонстрационный материал:

Репродукции картин известных художников

Пособия и изделия народных промыслов

Портреты русских художников

Технические средства:

Музыкальный центр

Интерактивная доска

Учебно-практическое оборудование:

Краски акварельные;

Краски гуашевые;

Бумага А3, А4;

Восковые мелки;

Пастель;

Кисти беличьи;

Емкости для воды;

Салфетки;

Палитра;

Цветные карандаши;

Литература:

1. Т. С. Комарова, А. В. Антонова, А. В. Зацепина «Красота. Радость. Творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г. ;

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г. ;

3. Казакова Т. Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет, «Цветные пейзажи»(3-8 лет)

4. Копцева Т. А. «Природа и художник». - М. : Сфера, 2001;

5. Курочкина Н. А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб. : Детство-Пресс, 2003;                                                                      

6. Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду - М. : Мозаика-Синтез, 2005;

Соломенникова О. А.  Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством - М. : Мозаика-Синтез, 2005;

Комарова Т. С.  Детское художественное творчество – М. : Мозаика-Синтез, 2005;

Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе детского сада – М. : Мозаика-Синтез, 2007-2010;

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3–7 ЛЕТ
Опубликовано: 9 января 2020 в 17:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по обучению изобразительной деятельности детей 3–7 ЛЕТ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Заика в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД