Папки-передвижки

Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы

Безруких оксана юрьевна
Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Берёзка» с. Мамонтово

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

Детский сад «Берёзка»

___ Халтурина А. А.

«___»___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2021-2022 учебный год

по развитию детей старшей группы №7

Воспитатели:

Безруких О. Ю.

Сухорукова Т. А.

С. Мамонтово

1.6. Возрастные особенности воспитанников групп

Публикация «Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы» размещена в разделах

Возрастные особенности детей подробно сформулированы в основной образователь-ной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет (старшая группа) :

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до шко-лы»/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, с. 38- 40.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое по-ведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответст-вующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисова-ния. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть са-мыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуа-ции, ииллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части пред-полагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предме-тов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треуголь-ников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при ана-лизе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети спо-собны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако по-добные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять аде-кватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представле-ния, которые возникают в процессе наглядного моделирования и комплексные представле-ния, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объек-ты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явле-ний (представления о цикличности изменений) : представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного воз-раста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригиналь-ные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной ра-боты по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключае-мость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Про-должает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развива-ются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сю-жетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и дета-ли.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельно-сти; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной дея-тельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обоб-щенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения пред-метов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представ-ления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».

1.7. Планируемые результаты освоения программы

Обязательная часть

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности до-школьного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возрас-та достижения конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения Про-граммы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного об-разования.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные во ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

В группе созданы условия для осуществления образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1.8. Целевые ориентиры возможного развития детей в результате реализации обяза-тельной части Программы

Целевые ориентиры образования Программы основываются на целевых ориентирах, обо-значенных в ФГОС ДО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования представлены в Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018, стр. 20.

Целевые ориентиры возможного развития детей в результате реализации части Про-граммы, формируемой участниками образовательных отношений

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

И. М. Каплунова «Ладушки».

Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

• Накоплен опыт восприятия произведений мировой музыкальной

• культуры разных эпох и стилей и народной музыки.

• Реб нок, сопереживает музыке, эмоционально отзывается на музыку.

Развито музыкальное мышление детей (осознание эмоционального

• содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы,жанра и др.).

Развито творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творче-ской активности).

• Расширение знаний детей о музыке.

• Дети выражают свои музыкальные впечатления в исполнительской,

• творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

Развиты музыкально-эстетические потребности,признание ценности

• музыки, представления о красоте

• Восприятие музыкальных образов и представлений.

• Гармоничное музыкальное развитие (развитие слуха, внимания, движения, чувства рит-ма и красоты мелодии)

• Освоение разнообразных приемов и навыков в различных видах

• музыкальной деятельности, адекватно детским возможностям.

Развитие коммуникативных способностей, возможности творческого

• использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.

• Знакомство с многообразием музыкальных форм и жанров в

• привлекательной и доступной форме.

• Обогащение детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Региональный сегмент

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Использует в самостоятельной деятельности подвижные игры населения Алтайского края.

2. Знает произведения художественной литературы о богатырях и героях, о героях обла-дающих крепким здоровьем, о способах заботы о своём здоровье.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Знает название родного села Мамонтова, его достопримечательности, герб и другие символы.

2. Знает названия городов и населённых пунктов Алтайского края, что Барнаул является столицей Алтайского края

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1. Имеет представление о народах, населяющих Алтайский край, национальных праздни-ках и обычаях русскоязычного населения Алтайского края

2. Знает русские и алтайские поговорки о труде.

3. Имеет представление о производстве Алтайского края, с. Мамонтова, о продуктах труда, которые производят в крае, в родном селе.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Знает народные сказки, колядки, заклички, прибаутки, пестушки, скороговорки и счи-талки (переводы с устного народного творчества)

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1. Знает элементы Урало – сибирской росписи.

1.9. Система оценки результатов освоения Программы

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений воспитанников по освоению рабочей программы, а также позволяет осуществлять оценку динамики их достижений.

Педагогическая диагностики необходима педагогам для получения оценки эффективности педагогических действий, что является основой для дальнейшего планирования своей педаго-гической деятельности.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спон-танной и специально организованной деятельности. В ходе образовательной деятельности с детьми педагоги могут создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Педагогическая диагностика проводиться в начале и конце учебного года.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключи-тельно для решения следующих образовательных задач:

-индивидуализация образования, которая может предполагать поддержку ребенка, построе-ние его образовательной траектории или коррекцию его развития в рамках профессиональной компетенции педагога;

- оптимизация работы с группой детей.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы группы№7

Объект мони-торинга Возрастная группа Формы и методы педаго-гической диаг-ностики периодич-ность сроки Ответственные исполни-тели

Индивидуальные достижения детей в контексте образовательных областей:

-«Социально-коммуникативное развитие»;

-Познавательное развитие»;

-«Речевое разви-тие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие» Старшего дошкольного возраста (старшая) Наблюде-ния, анализ продуктов детской деятельности, беседы, игровые уп-ражнения Два раза в год Сен-тябрь, май

Воспитате-ли, музыкаль-ный руководи-тель, инструк-тор по ФИЗО, педагог - пси-холог

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Содержание психолого-педагогической работы с детьми старших групп обеспечивает раз-витие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охваты-вает следующие образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных или личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов - как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуаль-ных особенностей детей, определяется целями и задачами и может реализовываться в различ-ных видах детской деятельности.

Виды детской деятельности

Дошкольный воз-раст

(5-6 лет) игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игры с правилами и другие виды игры;

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора;

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на

улице);

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

двигательная (овладение основными движениями) форма активности

ребенка

2.1.1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6лет

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (п. 2.6. ФГОС ДО).

Основные цели и задачи

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционально-го интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжела-тельного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятель-ности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстника-ми.

Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного отношения и чув-ства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; форми-рование гендерной, семейной принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие навыков самооб-служивания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собст-венных действий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, жела-ния трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других лю-дей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному зада-нию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы
Опубликовано: 24 октября 2023 в 12:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа на учебный год по развитию детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Безруких оксана юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД