МААМ-картинки

Работа над формирование слоговой структуры у у детей дошкольного возраста с моторной алалией

лопатко светлана
Работа над формирование слоговой структуры у у детей дошкольного возраста с моторной алалией

Ежегодно количество детей с речевыми нарушениями увеличивается, причем нарушение речи носит системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система и нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Одной из причин ОНР выступает моторная алалия.

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Выделяют три уровня недоразвития речи при алалии :

Публикация «Работа над формирование слоговой структуры у у детей дошкольного возраста с моторной алалией» размещена в разделах

Первый уровень: отсутствие общеупотребительной речи

Второй уровень: начатки общеупотребительной речи

Третий уровень: развернутая фразовая речь с элементами фонетико- фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Большой вклад в изучение алалии внесли М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская. Они отмечают, что при моторной алалии часто нарушается слоговая структура слова. А. К. Маркова и О. Н. Усанова описали трудности овладения слоговой структурой слова у детей с моторной алалией.

Понятие «слоговая структура слова» подразумевает взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

В своей работе по устранению нарушений слоговой структуры я начинаю с обследования речи ребёнка, в ходе которого выявляю характер нарушений слоговой структуры слов. Это позволяет определить приёмы коррекционной работы, границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

Ведь как только ребёнок столкнётся с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова нарушение слоговой структуры слов может сохраняться на довольно долгое время.

Изучив опыт российских логопедов: Т. В. Грузиновой, И. С. Клементьевой, С. Е. Большаковой, О. А. Новиковской, М. А. Самойленко я выстроила следующее содержание логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова с использованием определенных приемов работы

Структура построения логопедического занятия для дошкольников с моторной алалией.

Логопедический массаж (по мере необходимости)

1. Сюрпризный момент

2. Работа над развитием динамической организации движений

- артикуляционная гимнастика

- развитие речевого дыхания

- пальчиковые игры

3. Развитие соматогнозиса

4. Формирование чувства ритма

5. Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля

6. Развитие фонематического восприятия

7. Игры и задания на овладение определенной слоговой структурой (по типам слоговой структуры, описанным А. К. Марковой)

8. Завершение занятия.

Занятия с каждым ребенком я провожу индивидуально, в игровой форме. Ребенок должен слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократно повторять один и тот же словесный материал. Учу подражать речевой деятельности в форме звуковых проявлений. Стараюсь не использовать слова «скажи», «повтори», т. к. у ребенка на эти слова может быть негативная реакция («угадай, ответь»).

Занятия по коррекции слоговой структуры слов дошкольников с моторной алалией требуют использования достаточного большого количества лексического материала. На начальном этапе в своей работе я использую, помимо игрушек, «Альбом по развитию речи для самых маленьких» О. А. Новиковской. Он построен от простого к сложному.

Если ребенок понимает и показывает название игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье, кто чем занимается, понимает инструкцию («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол», проверяю на сколько ребенок владеет звукоподражанием (животные, часы тикают, молоток стучит и т. д.). Закрепляю играми «Покажи, кого не стало», «Кто позвал». Для этого использую игрушки животных и звуки на магнитофоне, где записаны звуки.

Если у ребенка появились первые слоги, идет закрепление. В этом мне помогает игра «Магнитные квадраты», где первоначальная задача стоит научить ребенка выстраивать логический ряд по цветам например: желтый-красный-желтый-красный и т. д. Затем уже отрабатываем слова по слогам выкладывая их в квадраты (красный-му, желтый-ха и т. д.)

После проведения артикуляционной гимнастики, которую мне помогает проводить логопедическая лягушка, идет развитие речевого дыхания. Игры «Подуй на вату, перо, свечу», «Волшебная дудочка», «Волшебный стаканчик».

В содержании работы над формированием слоговой структуры ведется работа над развитием динамической организации движений. Здесь совершенствуются движения моторики : общей, мелкой, артикуляционной, развитием речевого дыхания. Использование нейроигр позволяет сделать занятие более интересным. Это может быть чередование различных поз:

1) Кулачки — ладошки, … 2) Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются, нейродорожки.

В развитие соматогнозиса использую игры: «Посмотри и повтори». Взрослый показывает человечков с движениями, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности).

Над формированием чувства ритма я использую графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин, крышек разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т. д., «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов, слоги на переключаемость с использованием цветных камешков.

- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий).

В играх использую слова ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ. В игре с мячами: ПОПАЛ, МИМО. Мячи использую разной фактуры: резиновые, из ниток, с шипами, гладкие. И постепенно происходит к формированию фраз ДАЙ ПИТЬ, МАМА ИДЕМ, игра «Кто тут? Здесь помимо рисунков можно использовать фотографию, на которой изображена семья ребенка.

Игры и задания на овладение слоговой структурой (по типам слоговой структуры, описанным А. К. Марковой) включают проговаривание слов определенной слоговой структуры по слоговым дорожкам, использование приема «Замочки», игры с мячом на договаривание слога в слове, составление сочетаний и предложений типа: это муха, вижу муху, лети муха, у Вовы муха, Вова лови муху.

К выполнению логопедических заданий привлекаю родителей. В беседе с родителями внушаю, что самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию. Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.

Я думаю, что если родители будут придерживаться определенных правил, то совместная работа логопеда, родителей и невролога даст ускоренный процесс в нашей работе.

Разработала следующую памятку для родителей:

- Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;

- Используйте различную интонацию, менять силу голоса;

- Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;

- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) комментируя окружающее.

- Словосочетания нужно повторять несколько раз;

- Пойте ребенку перед сном, не меняя часто репертуар;

- Используйте простые инструкции в развитие понимания речи то, что доступно ребенку: «Дай ручку», «Где ножка?»

- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: кукла-ля-ля, собака-ав-ав, паровоз- ту-ту и т. д.

- Чаще используйте междометия: ах, ох, ух, ой, ай

- К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Чего делать нельзя:

-Требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей.

- Не давать слишком много речевого материала.

- Не повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;

- Не говорите при ребенке о его отставании.

- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Успехов в работе дорогие коллеги!

Список литературы:

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб: Детство-пресс, 2009. - 48с.

2. Бабина Г. В. Слоговая структура слова : Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи — М. : ПАРАДИГМА, 2010. — 96 с, С. 12, С. 13,С. 19,С. 21.

3. Грузинова Т. В. «Компетентный родитель" – онлайн-проект Логопедического Центра “Территория речи” и ABA-центра “ПАПА”

4. Грузинова Т. В., Е. Гурина Авторская методика «Территория речи». «Игровая логопедия» и «Запуск речи у неговорящих детей от 0 до фразы»

5. Жохова О. В. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников. / Логопед. - 2009, №8, С. 33-45.

6. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / 20 Под ред. Левиной Р. Е. - М., 1961.

7. Н. В. Нищева «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)- СПб. : «Издательство «Детство- Пресс», 2013

8. Новиковская О. А., Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. Производитель: Корона-Век. logopedshop.ru›shop/catalog/logoritmika__igry__…

9. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова : система коррекционных упражнений для детей 5 -7 лет. - М. : Гном и Д, 2001. - 96 с.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа над формирование слоговой структуры у у детей дошкольного возраста с моторной алалией
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 04:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа над формирование слоговой структуры у у детей дошкольного возраста с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем лопатко светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД