Лучший педагог года

Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Светлана Васильева
Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи. Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний, цепи последовательных речевых реакций; он осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.

Диалог – основная форма общения дошкольников. Он является для них и речевой практикой, и школой формирования социальных навыков и привычек. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Структура диалога включает в себя следующие инициативные и ответные высказывания (диалогические пары) :

• Вопрос – ответ

• Сообщение – выражение отношения к сообщению

• Побуждение – реакция на побуждение (выполнение или отказ).

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательной работы с детьми. Формирование диалогической речи включает в себя следующие этапы:

1. Ответы на вопросы – прямые, наводящие, уточняющие

2. Заучивание стереотипных ответов, вопросов.

3. Дидактические игры по типу «маленький учитель»

4. Использование стихов, потешек, сказок.

В задачи подготовительного этапа обучения входит:

- Развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей.

- Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.

- Формирование умений передавать в речи, изображенные на картинках простые действия.

- Усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических, необходимых для составления речевых высказываний.

- Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия и имеющихся представлений;

Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений.

Упражнения на составление предложений по картинкам могут проводиться с использованием разных методических приёмов.

При обучении детей с ОНР рекомендуется следующая методика (В. П. Глухов). Для упражнений используются картинки двух видов:

1) Картинки, на которых можно видеть субъект и выполняемое им действие;

2) Картинки с изображением одного или нескольких персонажей и четко обозначенного места действия.

По ним дети упражняются в последовательном составлении предложений различной семантико-синтаксической структуры.

По картинкам первого вида:

Субъект – действие: Мальчик бежит. Самолёт летит.

Субъект – действие – объект: Девочка читает книгу.

Субъект – действие – объект – орудие действия:

Мальчик забивает гвоздь молотком.

По картинкам второго вида:

Субъект – действие – место действия (орудие, средство действия) : Ребята играют в песочнице. Мальчики катаются с горки на лыжах.

При подборе картинок следует также учитывать упражнения на составление ряда последовательных предложений методом распространения начальной структуры - подлежащее + сказуемое. Например:

Девочка рисует – Девочка рисует домик – Девочка рисует домик красками.

Используется постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа. Последний применяется в начале работы с данным видом картинок, а также в дальнейшем – при затруднениях в построении фразы. В случае необходимости подсказываются первое слово фразы или его начальный слог. Могут быть применены и такие приёмы, как совместное составление предложения 2-3 детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают).

В дальнейшем предусматривается переход к составлению предложений более сложной структуры. Сюда относятся предложения с однородными сказуемыми (Дедушка сидит в кресле и читает газету – с употреблением вспомогательного вопроса: где сидит дедушка и что он делает); сложносочиненные конструкции из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую (Заяц любит морковку, а белка любит орехи и т. п.).

К числу упражнений, проводимых с применением игровых приёмов, относится также игра-упражнение «Будь внимателен», когда дети по цепочке составляют ряд предложений, различающихся какой либо деталью; от детей требуется заметить это отличие и внести изменения в ответ, составленный предыдущим ребёнком. В процессе подготовительной работы обращается внимание на формирование и закрепление у детей практических навыков в составлении ответа на вопросы в виде развернутых фраз. Дети усваивают определённый тип фразы-ответа, включающего опорные содержательные элементы вопроса педагога. Вначале дети упражняются в составлении ответов – высказываний, начинающихся с повторения последнего слова из вопроса педагога. Например:

- Что делает мальчик? - Мальчик сажает дерево.

- Что рисует девочка? - Девочка рисует домик.

Указанный приём облегчает детям составление ответа в виде развернутого предложения и таким образом обеспечивает им возможность активного участия в диалоге, беседе по теме занятия.

Специальное внимание уделяется формированию и закреплению навыков составления вопросов, для чего используются ситуации, возникающие в ходе режимных моментов, на занятии по предметно-практической деятельности, обсуждении прослушанного текста и др. При обучении составлению вопросов могут применяться инструкции-задания типа: «Саша, спроси у Миши, где лежит/стоит. (название предмета?», Важным является усвоение детьми ключевых вопросительных слов как опорно-семантических единиц (где, куда, когда и др.).

Вопросительное слово – слово, обозначающее действие, связанное с предметом – слово, обозначающее тот или иной предмет (объект действия).

Указанная схема дополняется затем словами определениями, словами с обстоятельственным значением и др.

Закрепление и развитие навыков речевого общения предполагает формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную тему, выполнять активную роль в диалоге и др. В целях развития навыков ведения диалога логопед и воспитатель организуют беседы на близкие детям темы, а также специальные игры и игровые упражнения, например, сюжетно-ролевые и дидактические игры: «На приёме у врача», «Магазин игрушек», «Поезд». Можно до начала игры предложить детям выбрать ту или иную роль. При этом с помощью педагога определяется, как будет выглядеть каждый ребёнок, во что он будет одет, что будет говорить, какие действия выполнять и т. д. Рекомендуется включение в игровую ситуацию диалога с каким-либо сказочным персонажем. В ходе игры педагог даёт указания детям по ведению диалога («Сначала спроси у нашего гостя, как его зовут, затем назови свое имя»). В дальнейшем можно рекомендовать проведение игровых форм работы с усложнением речевых задач; при этом дети упражняются в составлении развернутых ответов на вопросы (например, в игре «Незнайка спрашивает», а также сами поочерёдно задают вопросы гостю-персонажу.

Подобные игры-беседы могут проводиться по темам: «Как мы играем», «На нашем участке», «Наш живой уголок», а также на основе впечатлений от прогулок, экскурсий в зоосад, посещения выставок.

На начальном периоде обучения диалогу большое место отводится общению взрослого с ребёнком (разговор, беседа). Необходимо проведение занятий по заучиванию стереотипных вопросов и ответов. Все дидактические игры проводятся сначала при непосредственном участии взрослого, а затем самими детьми.

Список использованной литературы.

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения : Методическое пособие для воспитателей. – М. :Мозаика-Синтез,2005.

2. Бизикова О. Игра как фактор развития диалога / Дошкольное воспитание. – 2007г.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. -1990г.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Автор публикации:
Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 6 февраля 2024 в 01:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД