Ольга Ивановна Горбачева
Региональный компонент на уроках изобразительного искусства
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства других народов.
Народное искусство это уникальный мир духовных ценностей. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. И главное сегодня для школы воспитать через искусство интерес и уважение к культуре иных, непохожих народов и радость познания их культуры и искусства. Но всё это, естественно, должно идти с опорой на свою родную культуру, через глубокое её проживание. Восхищение народным искусством – шаг к любви. Любви к Отечеству, к Родине. К стремлению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.
Публикация «Региональный компонент на уроках изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству и внедрение национально-регионального компонента в сеть разнообразных образовательных программ по разным предметам. Особое место в сфере образования занимает предмет изобразительное искусство. Так как любые формы художественной деятельности на уроках ИЗО обеспечивают осознанное и активное участие школьника в творческом процессе в любых сферах общественной жизни. А целью преподавания «Изобразительного искусства» является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности. Я как учитель ИЗО, работаю по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», также ввела национальный компонент в свои уроки. Так как цели и задачи программы это предусматривают. Цель регионального образования : воспитание молодого человека, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего её историю, культуру, национальные традиции, адаптированного к региональным экономическим условиям, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своём регионе.
Каждый урок по своему содержанию должен быть логически связан как с предшествующими уроками, так и с последующими, чтобы по каждой теме складывалась целостная система уроков. Главное не потерять тот стержень, те цели и задачи, которые заложены автором в программе. В художественной культуре народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. В изобразительном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные художественные и технические приемы формообразования.
Так, в пятом классе узнаем не только об особенностях исконно русской избы, но и найдем параллель с казачьим куренем, а народный казачий праздничный костюм будет соперничать с красотой русского сарафана. Изучая народные праздничные обряды, знакомимся и с казачьими обрядами, в которых отражены культура Донского края, обычаи донских казаков и их быт. Через уроки ИЗО у детей возникает потребность узнать много нового о своём народе учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению семикаракорской росписи. Изучая тему: «Одежда говорит о человеке», параллельно рассмотрели «Как одевались казаки» и элементы казачьего костюма. Узнав о чем рассказывают нам гербы и эмблемы, выполняем эмблему казачьего края. И заканчиваем изучение курса «Изобразительного искусства» в 5 классе композициями : «Мой родной, казачий край» и «Моя станица».
В шестом классе начинаем изучать «Скульптурные произведения донского края», Изображение предметного мира – натюрморт. В региональном компоненте это звучит как «Натюрморт «Донская палитра». Образ человека – главная тема в искусстве, и мы останавливаем свой взгляд на «Скульптурные образы донского края». Изучая тему: «Портрет в скульптуре» параллельно рассматриваем «Памятники великих людей на Дону», «Портреты донских художников». Пейзаж – большой мир, также можно сказать и «Донских пейзажах». Заканчиваем изучение 6 класса знакомством с «Творчество донского художника Мартироса Сарьяна».
В 7 классе начиная с темы: «Природа мест, где я живу» переходим к «Пейзажу донского края», «Вид казачьей усадьбы». Изучая «Скульптура в архитектурном ансамбле, и в интерьере», в региональном компоненте рассматриваем «Скульптура на Дону». Народное искусство как часть художественной культуры тесно связано с эскизом салфетки «Донские цветы». У нас появился совсем недавно новый праздник в станицы «День огурца», традиционно проводится летом, дети уже на каникулах, и конкурсные работы на тему «День багаевского огурца» можно подготовить сейчас. «Спортивный праздник в станице» - тематическая композиция
Вхождение в культуру донского казачества даёт возможность помочь учащимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей культуры. Наличие казачьего компонента в программе «Изобразительное искусство» 8 класса и «Искусство 9 класса» позволяет: познакомить учащихся с творчество донских художников (Крылова, Дубовского, Сарьяна); научить выделять специфику донского фольклора (Русский народный казачий костюм, композиция «Донские фантазии», Народные промыслы - неувядающая ветвь: «Семикаракорская роспись»); ввести их в мир художественных образов, картин (Композиция в живописи донского художника Н. Н. Дубовского, Донские пейзажи, дает возможность
научить пользоваться известными понятиями в оценке нравственно-эстетических ценностей; уметь сопоставлять произведения русского и регионального искусства, жанров, выявлять регионально-обусловленные различия; углублять эстетическое восприятие региональных художественных произведений; создавать представления о единстве этических ценностей, составляющих духовную культуру Донского края.