Папки-передвижки

Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ

Ольга Агафонова
Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ

О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года. Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий.

Публикация «Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах детского сада  должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Во ФГОСе написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. Воспитатели  должны  строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Воспитателю необходимо работать во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками, музыкальными работниками, психологами.

На протяжении первых семи лет жизни ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит огромный путь физического и психического развития. Решающую роль при этом играет воспитание. Значительную часть времени дошкольник с ОВЗ проводит в детском саду. В связи с этим на плечи воспитателя ложится громадная ответственность за создание благоприятных условий для жизни, развития и становления ребенка как личности в условиях ДОУ.

Воспитатель планирует и осуществляет воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ, посещающими детский сад.

Цели, задачи, содержание работы с детьми он определяет с учетом требований адаптированной образовательной программы и решает их интегрировано в рамках пяти образовательных областей, таких как – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

При этом он широко использует возможности разнообразных видов детской деятельности, способствующих разностороннему развитию личности. Это игра, общение, труд, изобразительная, конструктивная, познавательно-исследовательская деятельность.

Так же воспитатель учитывает возрастные, индивидуальные психофизиологические особенности детей, возможности их здоровья, и организует разнообразные виды детской деятельности так, чтобы дети активно усваивали новые знания, овладевали разнообразными умениями и навыками.

Воспитатель строит образовательный процесс на основе сотрудничества с детьми, ориентируется на интересы и возможности каждого ребенка и осуществляет образование в зоне его ближайшего развития.

На практике это выглядит следующим образом. Воспитатель привлекает детей к активному участию в дидактических, сюжетно-ролевых, строительных, подвижных играх, играх-драматизациях; увлекательно организует занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием; побуждает детей к двигательной и музыкально-ритмической деятельности, экспериментированию с природным материалом; организует праздники и развлечения для детей. При этом воспитатель проявляет уважительное отношение к детям, поддерживает их инициативу, предоставляет им возможность делать самостоятельный выбор материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; создает благоприятный психологический климат в коллективе, способствующий формированию и поддержке у детей положительной самооценки и уверенности в собственных возможностях и способностях; поддерживает доброжелательные отношения между детьми в процессе их взаимодействия в разных видах деятельности.

Для успешной реализации программы воспитатель использует разнообразные образовательные технологии: личностно – ориентированные, здоровьесберегающие, технологии исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные.

Воспитатель широко использует мультимедийные технологии и электронные образовательные ресурсы, активно применяет компьютерную технику для воспроизведения фрагментов детских телевизионных передач, мультипликационных фильмов, музыкальных произведений, фотографий, картинок, презентаций и т. д.

Воспитатель создает в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствует содержанию программы и возрастным возможностям детей. Работа с материалами среды стимулирует проявление двигательной, игровой, познавательной, творческой активности у детей.

Для выявления у воспитанников способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности воспитатель осуществляет мониторинг образовательного процесса и детского развития по заранее выделенным критериям в процессе наблюдения за различными видами детской деятельности.

Воспитатель должен активно взаимодействовать с психологом, учителем-дефектологом, логопедом, тренером по физической культуре, музыкальным руководителем в вопросах воспитания, обучения, развития детей с ОВЗ.

Таким образом, перед детским садом и семьей стоят единые задачи. Поэтому общественное и семейное воспитание детей дошкольного возраста с ОВЗ должно органично сочетаться друг с другом. От согласованности действий педагогических работников и родителей, от единства предъявляемых к ребенку требований зависит успех всей воспитательно - образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Только в тесном содружестве с семьей детский сад способен обеспечить благоприятные условия для полноценного воспитания дошкольников с ОВЗ и своевременную качественную подготовку их к школе.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Консультация «Роль голоса в работе воспитателя» В совершенствовании профессиональной подготовки воспитателя детского сада важная роль отводится умению владеть своим голосом. Гибкий, послушный,.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Отчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 годОтчет о проделанной работе педагога ДО за 2017 год ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2016-2017 ГОД[/b] Одним из направлений художественно-эстетического.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 21 марта 2022 в 11:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога ДОУ в работе с детьми ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Агафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД