МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия»

Елена Богатырева
Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия»

«Использование сказкотерапии в работе

с детьми дошкольного возраста»

Семинар - практикум

Автор-составитель: Е. Е. Богатырева

Педагог-психолог

ВВЕДЕНИЕ.

Инновации в образовательной системе России изменили требования к ее качеству. Дошкольные учреждения, идущие в ногу со временем, ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Многие педагоги думают, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво обучить дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Сказкотерапия“» размещена в разделах

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире, обучение детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Настоящий бум популярности переживает сегодня сказкотерапия. Многие педагоги стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки.

Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.

Метод сказкотерапии используется психологами в целях коррекции эмоциональных проблем человека. Из этого метода я использую в своей практике алгоритм построения занятия и некоторые методы и приемы.

Цель: ознакомление педагогов со сказкотерапией, используемой вкоррекционно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

«Сказка ложь, да в ней намек…»

Сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем клиента.

Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерпии

Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту.

Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

I этап. Организационный момент, на котором я использую приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на совместную работу.

II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).

IVэтап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.

VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».

VII этап. Рефлексия. Когда мы «возвращаемся» в реальность, подводим итог, что у нас всё получилось, и мы справились с этой проблемой только потому, что были все вместе, выполняли дружно. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.

По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под раз-личную проблематику.

Итак, я хочу вас познакомить с одной из форм работы со сказкой. Совместное рассказывание сказки.

В одной деревне жили были мать, отец, дочка их Аленушка, да сынок Иванушка. Однажды поехали родители в город на базар и наказывают Аленушке беречь братца одного его не оставлять.

- А что значит наказывают? (ответы детей)

-Да, наказывать это значит говорить, как нужно правильно поступать, что делать. В старину говорили «Родительский наказ, что царский указ» А вам родители дают наказы? (ответы детей)

- Нравится ли вам выполнять наказы? (ответы детей)

- Кому то нравится, кому то не очень. Так и Аленушка посадила братца под окошечко, а сама побежала к подружкам. Заигралась, забегалась, а когда вернулась глядь, а братца то уже и нет. Только мелькнули в далеке Гуси-лебеди. Про них давно дурная слава шла, что они детей у родителей уносят. Испугалась Аленушка. Давайте покажем, как она испугалась. (дети показывают) Вот так молодцы можно даже за лицо схватиться. Когда мы пугаемся, то рот у нас открывается, брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты. От испуга можно задрожать, и даже заплакать. Вот и Аленушка горько заплакала, да только слезами горю не поможешь. Побежала Аленушка в сторону, куда гуси лебеди полетели. А зачем? (ответы детей)

-Конечно, а еще потому, что братца она своего очень любила. Бежит Аленушка и встречается ей на пути? Кто первым встретился на пути? (ответы детей)

- Что сказала Аленушка печке? (ответы детей)

- А печка (ответы детей)

- А Аленушка? (ответы детей)

-А печка? (ответы детей) Почему печка не сказала?

- Как вы думаете какая тут Аленушка? (ответы детей) Давайте покажем какая она? Посмотрите друг на друга. Приятно вам смотреть на такого человека?

-Обратите внимание, Аленушка не поздоровалась, не обратилась с вежливыми словами, а потом еще и грубо ответила «У моего батюшки и садовые не едятся» Вам нравится общаться с грубыми людьми? Вот и волшебным существам ненравится. Бежит Аленушка дальше и повстречала она.? (ответы детей)

- Что она сказала яблоньке (ответы детей) Какая тут Аленушка? (ответы детей) Да. снова она грубая, не вежливая, заносчивая. И яблонька ей ни чего не ответила.

Кого следующим встретила Аленушка? (ответы детей) И эта встреча окончилась ни чем. Бегала Аленушка, бегала все платье …. все таки нашла она в лесу избушку Бабы Яги.

Возьмите листочек под цифрой 1. По точкам нарисованы елочка и избушка Бабы Яги. (выполняем задание)

Увидела братца, обрадовалась, (покажите, как обрадовалась) И со всех ног побежали они домой. Баба Яга заметила пропажу рассердилась, давайте покажем как. И закричала: Гуси Лебеди летите сестра братца унесла.

А надо вам сказать, что лебеди это большие, сильные, свободные, гордые птицы.

Динамическая пауза «Лебеди».

Танграм. Составить лебедя.

Бежит Аленушка, кого они встретили первого (ответы детей) смотрит, а Гуси Лебеди их догоняют. Что она сказала речке? (ответы детей) А речка. Стала она говорить что у батюшки и садовые не едятся? Когда нам нужна помощь мы становимся покорными, кроткими. Аленушка поблагодарила речку, и побежала дальше.

Бежит Аленушка, кого они встретили вторым (ответы детей)

Что сказала Аленушка? Яблонька-матушка! Почему Аленушка согласилась съесть яблочко? (ответы детей)

Она понимала, что по ее вине гуси- лебеди унесли братца, что она в ответе за него. Это называется ответственность за тех, кого нам поручили, особенно если они младше нас.

Задание с яблонькой. Ребята давайте представим какая яблонька?

Яблонька: большая, раскидистая, тенистая, ветвистая, крона густая, крепкая.

Яблочки: спелые, наливные, румяные, кислые сочные, золотистые, с чудесным ароматом.

Давайте мы превратимся в такую яблоньку. Раскидистая яблонька. Почувствуйте, корни крепкие, сильные, глубоко уходят в землю, ветерок играет вашими листочками, ствол, молодой, наполненный соками, на ветвях нарядные, наливные яблочки, почувствуйте их аромат, аромат яблочек, вы такие надежные, надежно укрыли своими ветвями детей….

Рисуем яблоньку.

Поблагодарила Аленушка яблоньку. Что такое благодарность? Это умение принять помощь, а потом поблагодарить, сказать слова благодарности.

Бежит Аленушка, а гуси….

Печка –матушка спрячь меня.

А вот и дом совсем близко.

Домик обвести по контуру.

Скоро и мать с отцом приехали, подарков привезли.

Давайте вспомним, когда девочка бежала за братцем, какая она была?

А обратно, чему Аленушка научилась? (вежливым словам, благодарности, покорности, ответственности)

Сказка учит нас быть ответственными….

Я узнала много интересного и прекрасного, отдохнула, с вами. А что нового вы, узнали во время нашего путешествия (Ответы детей)

Мы берем с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились! Я рада была вас видеть, до новых встреч!

Приготовить:

-карандаши простые и цветные

-картинку с яблонькой, домиком и елочкой;

-музыку Ярмарка (начало фон)

-танграм

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия»
Опубликовано: 27 апреля 2023 в 13:30
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Сказкотерапия»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Богатырева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД